Лыщицы - ГУК
Лыщицы

                                                                 Лыщицкий сельский Совет

В состав Лыщицкого сельсовета входит 17 деревень: Кошилово, Остромечево, Рудавец, Цюприки, Малые Сухаревичи, Лыщицы, Новые Лыщицы, Кустын, Малые Зводы, Люта, Морозовичи, Огородники, Яцковичи, Сегеневщина и Погубятичи.
Наиболее крупными являются Остромечево (проживает 2145 человек), Новые Лыщицы (проживает 961 человек), Малые Зводы (проживает 400 человек) и Яцковичи (проживает 351 человек).
Всего на территории Лыщицкого сельсовета на 01.01.2017 проживает 4669 человек. Из которых юношей и девушек до 18 лет – 799 человек, 423 и 376 человек соответственно. А в целом молодёжи от 18 до 35 лет насчитывается 1 202 человека.
Трудовой деятельностью занято 2 302 человека. Из них работает в организациях, учреждениях, на предприятиях, расположенных на территории сельсовета, 1404 человека. За пределами административной единицы – 834 человека. Предпринимательской деятельностью занимается 64 человека.
С каждым годом в сельсовете увеличивается число многодетных семей. На сегодняшний день их уже 107.
За 2016 год на территории сельсовета зарегистрировано 52 рождения и 19 браков (количество браков значительно сократилось). 990 человек в сельсовете находятся в ранге пенсионеров (278 мужчин и 712 женщин). 31 из них – это одинокие пенсионеры, 214 из них – одиноко проживающие.
На территории Лыщицкого сельсовета расположено 6 учреждений образования: ГУО «СШ д. Новые Лыщицы», ГУО «СШ аг. Остромечево», ГУО Яцковичи», ГУО «УПК базовая школа – детский сад д. Малые Зводы», ГУО «Ясли-сад д. Новые Лыщицы», ГУО «Ясли – сад аг. Остромечево», 4 учреждения здравоохранения: УЗ «Остромечевская сельская врачебная амбулатория», УЗ «Лыщицкая участковая больница», УЗ «Фельдшерско-акушерский пункт д. Яцковичи» и УЗ «Фельдшерско-акушерский пункт д. Малые Зводы», 4 учреждения культуры: Сельский дом культуры аг. Остромечево, Сельский дом культуры д. Новые Лыщицы, сельский клуб – библиотека в д. Малые Зводы, сельский клуб в д. Яцковичи, 2 сельских библиотеки в д. Новые Лыщицы и аг. Остромечево, районный Дом ремёсел аг. Остромечево, музей К.Лыщинского на базе ГУО «СШ д. Новые Лыщицы», 2 комплексно-приёмных пункта в д. Новые Лыщицы и аг. Остромечево, 15 магазинов, гостиница в аг. Остромечево, 2 действующих и 2 недействующих точки общепита.
Административный центр Лыщицкого сельсовета расположен в д. Новые Лыщицы в здании СДК д. Новые Лыщицы по адресу: Брестский район, д. Новые Лыщицы, ул. Юбилейная, 6а.
На сегодняшний день территория Лыщицкого сельсовета разбита на 11 избирательных округов. Работают 11 депутатов и 10 старост (см. Приложение).
Согласно сохранившимся в сельисполкоме данным, до образования сегодняшнего Лыщицкого сельсовета Брестского района, населённые пункты, вошедшие в его состав, ранее были включены в состав 4 различных сельских Советов: Остромечевского сельского Совета Брестского района, Лютянского сельского Совета Высоковского района (позднее – Каменецкого района), Борщевского сельского Совета Высоковского раойна (позднее – Каменецкого района) и Лыщицкого сельского Совета Брестского района. Несколько лет некоторые населённые пункты входили в состав Сычёвского сельсовета Каменецкого района.


Из истории д.Лыщицы
С конца 15 века д. Лыщицы были владением рода Лыщинских герба Корчак, восходящего от венгерских князей. В 1522 году принадлежала брестским землевладельцам Васко и Ивашко Лыщинским. В 1528 году землевладелец Берестейского повета Михно Дробышевич Лыщинский отписал свое имение в Лыщицах и в Кустыне Александру Хадкевичу, берестейскому старосте и маршалку. Затем имением владели сперва Лев Лыщинский, а потом его старший сын Константин, литовский ловчий. Он в свою очередь передал имение одному из своих сыновей - Константину Иерониму Казимиру (1581-1670), который был Брестским судией. Иероним Казимир к своим имениям вдобавок приобретает Кустынь, Мотыкалы, а также Челив, Горнов, Хрущев, Марковщизну в Подляшье. По его духовному завещанию имения в 1666 году были разделены между сыновьями Матвеем, Казимиром и Петром «для согласия и любви братьев». Четвертый сын Викентий рано умер. В духовном завещании Иеронима имеются также пожертвования монастырям, костелам, церквям Брестчины. Примерно треть родового имения перешла к Казимиру Лыщинскому (1634-1689), будущему мыслителю, философу, педагогу.
В 1817 году в деревне была построена помещиком Климентом Вислоцким православная церковь зо звонницей. В 1868 году Лыщицы – центр поместья, в котором были мельница, корчма, жило 142 мужчины, 160 женщин. В 1905 году – 574 жителя, железнодорожная станция в юго-западном направлении. Деревня, центр Лыщицкой волости, объединяла 17 деревень, 20 сельскохозяйственных товариществ, 380 дворов, 4135 жителей. Здесь были расположены телеграфная станция, участки: по воиской повинности, влостного сельского фельдшера, судебных следователей, мировых посредников, судебно-мирового округа.
В 1941 году - 100 дворов, 603 жителя. Во ремя войны погибли на фронтах 6 человек и 3 в партизнах. 15 человек вывезено в Германию, вернулось – 14.
После войны Лыщицы входят в состав колхоза имени Мичурина.
В Новые Лыщицы деревне работают сельский клуб, отделение связи, аптека, сельская библиотека, магазины, детский сад, участковая больница. Проходит через деревню железная дорога, есть станция. В 1975 году открыла двери Лыщицкая средняя школа.
Казимир Лыщинский родился в марте 1634 года в местечке Лыщицы Брестского воеводства. Происходил из старинного шляхетского рода Лыщинских. Философ-материалист, педагог и государственный деятель. В юности принимал участие в войнах Речи Посполитой с Россией и Швецией. В 1658 году вступил в орден иезуитов, занимал должность проректора Брестского иезуитского коллегиума. В 1666 году вышел из ордена, женился и вернулся в родовое имение. Был казнен в Варшаве.
На территории деревни Лыщицы находится сохранившаяся часть усадебного парка и насыпь с посаженным каштаном. Недалеко расположен и обозначен престол приписной (филиальной) церкви Святой Параскевы, построенной в 1817 году. Сохранены фрагменты фундамента церкви. Рядом находятся захоронения, принадлежащие роду Лыщинских.
Насыпь (в народе - курган) памяти Лыщинского расположена недалеко от парковой зоны. Местные жители соорудили данную насыпь на остатках фундамента дома. Землю наверх поднимали вручную. Наверх к дереву вела деревянная лестница. Вокруг каштана был расположен круглый деревянный стол. Во время праздников местное население собиралось вокруг для гуляний. Недалеко (в 800 метрах) расположен и обозначен престол приписной (филиальной) церкви Святой Параскевы, построенной в 1817 году. Заклад камня в фундамент церкви святой Параскевы Пятницы 10 ноября (Пятнички) был на праздник Святого Антония. Сохранены фрагменты фундамента церкви. Рядом находятся захоронения, принадлежащие роду Лыщинских.
Камень в Память 355-летия со дня рождения и 300 годовщины со дня смерти выдающего белорусского мыслителя, философа и педагога XYII столетия Казимира Лыщинского был установлен 20 апреля 1989 года. Установка памятного камня в д. Малые Щитники была приурочена к проведению Международной конференции, посвященной знаменательным датам. Камень был установлен в д. Малые Щитники возле церкви Покровской церкви на пересечении дорог. Инициаторами и непосредственными исполнителями выступили руководство СПК «Остромечево» во главе с председателем А.С. Скакуном. Камень найден и привезен из д. Большие Щитники. Авторы проекта главный архитектор СПК «Остромечево» Губарев М.А. и директор Брестского районного Дома ремёсел Лукьянюк Т.А. Вес камня 9 тонн. На камне нанесены слова посмертной эпитафии, автором которых является Казимир Лыщинский.
Недалеко от д. Н.Лыщицы в лесу находится урочище Курилово. Здесь находится могила жертв фашизма, на которой воздвигнут обелиск. В могиле похоронены 756 человек 740 из них неизвестные. В братской могиле захоронены расстрелянные немецко-фашистскими захватчиками мирные жители и воины Красной армии, которые погибли в период Великой Отечественной войны.


Из истории аг. Остромечево

Остромечево – агрогородок в пригородной зоне, примерно 24 километра на северо-запад от Бреста, в 7 километрах находится железнодорожная станция Лыщицы.
Первое упоминание о д. Остромечево относится к 15 веку. Как гласит легенда, в это время здесь произошла крупная битва русских со шведами. Славяне победили, и все стали говорить, что враг побеждён благодаря острым мечам противника. Отсюда и пошло название – Остромечево.
Есть и вторая гипотеза происхождения названия – от прозвища Остромеч, которое было у поселившегося здесь королевского повара.
В 1570 году усадьба Остромеч принадлежала двум семействам Харитам. В 1860 – деревня стала центральной усадьбой местности, которая принадлежала помещику Пузину. Тут имелась церковно-приходская школа, был и питейный дом.
В 1941 году – 155 дворов, 776 жителей. Во время войны уничтожено 12 дворов, вывезено в Германию 14 человек, 13 – вернулось. 10 человек погибли на фронте, 4 – в партизанах.
Первое коллективное хозяйство в д. Остромечево было образовано 10 февраля 1949 года: колхоз «Память Ильича» объединил 75 частных подворий и 109 человек, 58 лошадей и 780 га земли.
24 декабря 1952 года колхоз укрупнился – к «Память Ильича» присоединили колхозы «Красный партизан» в д. Сухаревичи, «Красная звезда» в д. Кошилово, «Новая жизнь» в д. Цюприки и д. Бояры, «Восьмое Марта» в д. Рудавец, «Им. Ворошилова» в д. Владычицы. Общая площадь землепользования составила 4106 га.
15 мая 1981 года объединили колхозы «Память Ильича» и «Мичурина» в один колхоз-комбинат «Память Ильича» с центральной усадьбой в д. Остромечево.
4 ноября 1982 года к колхозу-комбинату «Память Ильича» присоединён колхоз «Октябрьская революция» Каменецкого района. 12 июня 1986 года присоединены часть земель совхоза «Западный» - д.Яцковичи, д. Погубятичи, д. Сегеневщина Брестского района.
13 августа 1992 года колхоз комбинат «Память Ильича» преобразован в сельскохозяйственное коллективное предприятие «Остромечево».
10 июля 2003 года СКП «Остромечево» переименовано в сельскохозяйственный производственный кооператив «Остромечево». Сегодня- это ОАО «Остромечево».
Сегодня в агрогородке есть школа, Дом культуры, Остромечевская народная библиотека, отделение связи, комбинат бытового обслуживания, амбулатория, магазины и многое другое.
Строительство Свято-Михайловской церкви в Остромечево было начато в 1840 году на средства помещицы Анны Сузин и на добровольные пожертвования прихожан. Можно сказать, что храм строили всем миром. Старожилы до сих пор указывают на крест во дворе (справа от центрального входа) – место погребения «доброй пани».
В 1846 году построенная церковь была освящена во имя Архистратига Божьего Михаила.
В Архивных документах имеются некоторые сведения по истории Свято-Михайловской церкви.
К приходу относились деревни Остромечево, Бояры, Кошилово, Лыщицы, Морозовичи, Огородники, Плянта.
В 1934 году на территории прихода проживало 2022 человека, насчитывалось 321 хозяйство. В приходе проживало 520 человек католического вероисповедания.
Приходу принадлежали приписная церковь Святой Параскевы в д. Лыщицы (построена в 1817г.) и Свято-Воскресенская кладбищенская церковь (д. Остромечево, построена в 1872г.). Обе церкви строились на средства прихожан, были деревянные, без колоколен.
С 1873 года ведётся церковная хроника. По состоянию на 1934 год в церкви имелись дубликаты метрических книг за 1908-1913; 1915; 1918-34г.г.
В 2016 году Свято-Михайловская церковь в аг. Остромечево отметила свой 170-летний юбилей.
В 1924 году в д. Остромечево была двухклассная начальная школа, в д. Морозовичи – одноклассная. В 1934 году в приходе имелась пятиклассная школа в д. Остромечево, двухклассные в д. Лыщицы и д. Морозовичи.
Народная школа – народное училище – была открыта в с. Остромечево Брестского уезда в 1866 г.
С 1920 по 1939 г. Остромечевская семилетняя школа была польской.
В 1939 г. она остается семилетней, но с белорусским языком обучения.
В 1941-1944 г.г. школа не работала, но те, кто хотел учиться, брали уроки на дому у бывших учителей школы. В 1944 г. школа стала растущей средней школой и в 1949 году выпустила первых выпускников (14 чел.). В 1999 году Остромечевская сш отметила 50-летие I выпуска средней школы.
Новое здание школы открыто 1 сентября 1984 г .
Земельный надел церкви составлял в 20-30-х годах около 75га. Часть земли обрабатывалась церковным притчом, часть арендовалась крестьянами, обрабатывалась ими , за так называемый, «третий сноп», часть пустовала. В 1884 году в каменном притворе Свято-Михайловской церкви была устроена колокольня.
В августе 1886 года Свято-Михайловскую церковь посетил Александр III, российский император с 1881г., из династии Романовых, с супругой Марией Фёдоровной и сыном Николаем в сопровождении свиты, прибывшими на станцию Лыщицы для наблюдения за маневрами русской армии.
Императорская семья прослушала в их честь молебен в церкви. Императору и его супруге понравилось пение учеников народных училищ, «отличавшееся особенною стройностью и звучностью».
В 1915 году Брестский уезд был оккупирован войсками кайзеровской Германии. Колокол Свято-Михайловской церкви был снят и отправлен в Россию.
А в 1922 году из рельса и гильз снарядов изготовили новый колокол, а церковь оградили булыжным камнем.
Архитектура Свято-Михайловской церкви выполнена в стиле позднего классицизма. Здание построено из кирпича и бутового камня в виде корабля. Это контрастное сочетание оштукатуренных кирпичных столбов и открытой кладки из бутового камня придавало строению необычайную выразительность и стройность.
Многое видели стены храма на своем веку, но они по-прежнему тверды и крепки. Храм является историческо-культурной ценностью и охраняется государством.

Осенью 1905 года в небольшой деревушке Остромечево Гродненской губернии была открыта одна из первых народных библиотек на Беларуси.
Инициатива открытия первых народных библиотек принадлежит земствам. На территории Беларуси в этот период земств не было. Общественной силой, взявшей на себя организацию народных библиотек для крестьян, явилась местная интеллигенция, в первую очередь учащиеся петербургских высших учебных заведений и сельские демократически настроенные учителя. В первом десятилетии ХХ века при Петербургском университете возник белорусский научно – литературный кружок студентов, куда входили студенты – белорусы. Одной из задач кружка являлась организация на Беларуси культурно – просветительских учреждений, в т.ч. библиотек для народа. В этот период развивает свою деятельность по организации библиотек Павленковский фонд.
По завещанию известного русского книгоиздателя Флорентия Федоровича Павленкова, его душеприказчики в России открыли 2000 бесплатных народных библиотек – читален, получивших наименование павленковских. На территории Беларуси было открыто 11 таких библиотек. К большому сожалению, только об Остромечевской библиотеке сохранились в печати более или менее подробные сведения. Свидетельством того, что с самого начала своего существования библиотека носила имя Ф.Ф.Павленкова, является книга 1903 года издания, на которой видна овальная печать с надписью «Народная библиотека имени Ф.Павленкова в селе Остромечево». Это книга автора А.Степанова «Лечебник домашних животных». Хранится книга в Брестском краеведческом музее.
Об открытии народных библиотек на территории Беларуси в 1908 году писал в журнале «Русская школа» известный библиограф А.Мезьер «В 1905 году возникли по частному почину библиотеки – читальни в Брестском уезде в с.Остромечево и Слонимском уезде в м. Жировицах, в Кобринском уезде». (Мезьер А. «Из хроники библиотечного дела »в журнале «Русская школа» за 1908г.)
Инициаторами создания библиотеки в Остромечево были студенты Петербуржского университета братья Сергей и Николай Романские – сыновья местного священника и два их друга из г.Бреста Сергей Босяков и Евгений Жукович. Воспользоваться средствами из павленковского фонда можно было при 2 – условиях: иметь разрешение губернатора на открытие библиотеки и иметь в этой библиотеке книг на 50 рублей или денег на сумму 50 рублей.
При этих условиях душеприказчик Ф.Ф.Павленкова В.И.Яковенко высылал библиотеке дополнительно книг на 50 рублей, разрешая открытие библиотеки.
Официально заведующим Остромечевской библиотекой был назначен местный священник Л.Романский. Но никакого участия в работе библиотеки он не принимал. Всю эту работу возглавил молодой учитель Остромечевского народного училища - Антон Павлович Зенкевич, который и считается ее первым библиотекарем. По свидетельству А.П.Зенкевича, библиотека при открытии имела первоначальный книжный фонд на 100 рублей. Книги были собраны организаторами частично из своих личных библиотек, частично на пожертвования местной интеллигенции. Дополнительно к этому была получена литература из Павленковского фонда. Библиотека – читальня помещалась в здании школы, в отдельной комнате. Книги располагались в 2 – х больших шкафах.
По данным газеты «Наша нива», уже в 1907г. книжный фонд составлял свыше 1тыс. книг. В периодической печати того времени есть сообщение, что библиотека получала помощь деньгами и книгами от М.Горького, Я.Купалы, Я.Колоса , от прогрессивных белорусских издательств. (газета «Наша нива», 1908г., №21) В библиотеке также имелась нелегальная, конфискованная и запрещенная литература.
Народная павленковская библиотека в Остромечево существовала до осени 1915 года, т.е. до момента, когда русские войска оставили Гродно, и Гродненская губерния была оккупирована немецкими войсками. Как культурно – просветительное учреждение библиотека перестала существовать.
Тяга к чтению, выработанная за 10 лет существования павленковской библиотеки, заставила жителей с.Остромечево подумать о возрождении своей библиотеки. По сообщению старожилов, такая библиотека была организована в конце 20 – х годов кооперативной организацией. В связи с изменившейся исторической обстановкой просуществовала она не долго. Судьба книг этой библиотеки не известна.
В 1939 году , после воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР, в Остромечево вновь открывается библиотека. Но это была уже библиотека нового типа, созданная Советской властью. Она существовала до начала Великой Отечественной войны, в период немецко–фашистской оккупации была уничтожена.
После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, в с.Остромечево библиотека в очередной раз распахивает двери своим читателям. Семена, брошенные в остромечевскую землю еще в начале века, не засохли, а дали новые всходы. Три раза гибла библиотека на селе, но как только наступали мирные дни, в четвертый раз жители Остромечево возрождают библиотеку.
В 1953 году было построено новое, обширное по тем временам, помещение для библиотеки, состоящее из 2–х комнат. В библиотеке начал работать штатный библиотекарь, получающий заработную плату из государственных средств. О судьбе библиотеки стали заботиться местные власти – исполнительные комитеты сельского и районного Советов депутатов трудящихся. Систематически стал комплектоваться книжный фонд.
В 1955 году библиотека впервые смогла отпраздновать свой юбилей - 50 лет со дня основания. Почетным гостем был первый библиотекарь А.П.Зенкевич, который был награжден Почетной Грамотой Верховного Совета БССР.
В связи с централизацией сети государственных массовых библиотек, в 1978 году Остромечевская библиотека вошла в состав Брестской районной централизованной системы, как структурное подразделение.
В 1995 году библиотека переехала в новое здание, в котором работает и сейчас.
В настоящее время книжный фонд библиотеки составляет более 12000 изданий, 36 названий периодических изданий, разнообразные диски. Обслуживает библиотека 950 читателей, из них 280 детей и подростков. Библиотека имеет комплект компьютерной техники с выходом в интернет. В штате 1 сотрудник. Заведующая – Лащевская Тамара Онуфриевна.
В сентябре 2014г. нашу библиотеку посетила Президент Содружества Павленковских библиотек Ярославцева Наталья Николаевна. В аг. Остромечево две улицы названы именами великих людей Ф.Ф.Павленкова и А.П.Зенкевича.
На юго-западе аг. Остромечево на перекрестке дорог расположен памятник землякам, братская могила советским воинам.
В могиле захоронены 119 воинов, погибших в июле 1944 года во время освобождения от немецко-фашистких захватчиков. В 1964 году были перехоронены в эту могилу погибшие из деревень Рудавец, Кошилово, Сухаревичи. В 1960-я г.г. на могиле установлен обелиск. В 1986 году за могилой был насыпан курган высотой 1,8 метров в центре которого установлена трёхгранная стела, увековечивающая память обо всех погибших в период Великой Отечественной войны в деревне Остромечево и соседних деревень. Также в могилу перехоронили погибших из братской могилы, которая находилась возле церкви.

С целью сбережения, развития и пропаганды народного декоративно – прикладного творчества в 1998 году Брестским райисполкомом в аг. Остромечево был открыт районный Дом ремёсел.
При Доме ремёсел работает 6 детских кружков по традиционным видам ремёсел:
В кружках занимается более 60–ти человек. Занятия проходят по тематическим планам, рассчитанным на 2 года. Формой отчётности работы кружков являются выставки работ кружковцев, проводимые не реже одного раза в квартал.
Самый красивый человек тот, кто красоту видит. Эти люди, которые умеют творить и дарить другим частичку собственной души, улыбку и радость. Они помогают прикоснуться к удивительному миру творчества народной мудрости.
В изделиях из соломки и лозы, глины, вышитых и вытканных рушниках, кружевах и постилках – открывается искусство мастера.
Из соломы, лозы, камыша, корней – изготавливали всевозможную хозяйственную посуду. Однако наилучшим образом художественные качества этих простых и широкодоступных материалов проявились в изделиях декоративного характера. Из соломы плели шкатулки и сундучки, украшенные традиционной витой плетёнкой и выпуклыми ромбическими вставками.
Коллекция работ из соломки, сделанных мастером Борисюк Марией Николаевной, всегда привлекает посетителей.
Особенно нарядны, необычны и неповторимы соломенные пауки – своеобразные решетчатые конструкции из соломок, которые подвешивались в доме к потолку в красном углу и являлись оберегом.
Изображения, вышитые мелким крестом по материалам этнографических экспедиций, рассказывают о праздниках Пасхи, Рождества, Купале, Дожинок. Уникальны рушники, вышитые мастером Вабищевич Ниной Михайловной.
Обращают на себя внимание работы мастера по обработке дерева – Ивана Михайловича Коробейко.
Часто на занятия кружковцев Дома ремёсел, приглашаются мастера и руководители кружков других учреждений. Они проводят мастер – классы, беседы, делятся своим опытом.
Традиционными стали в Доме мастеров Дни открытых дверей, которые включают в себя экскурсии, ознакомления с работами мастеров и кружковцев, а также встречи с мастерами. Сотрудниками Дома ремёсел организуются и проводятся семинары по народному творчеству, обрядам и костюму брестского района. Проводятся лекции, практические занятия с воспитателями детских дошкольных учреждений и учащимися школ.
Частыми гостями Дома ремёсел являются делегации из Польши, Чехии, Швеции, Кореи, Китая и других стран. Побывав в Доме ремёсел и познакомившись с творчеством мастеров и с детскими работами, они навсегда увозят с собой знания о видах нашего белорусского традиционного ремесленного искусства. И это не оставляет их равнодушными.
21 мая 2016 года аг. Остромечево отпраздновало свой 500-летний юбилей. 20 мая в научно-практической конференции принял участие Адам Мальдис, доктор филологических наук, именно он в 1962 году в библиотеке Ягеллонского университета (Польша) нашел «Астрамечаўскі рукапіс», который долгое время называли полоцким. Это памятник бытовой музыки XVII века. Произведения из рукописи вошли в партитуры белорусских, польских и немецких музыкантов. Стоит задача в полном объеме и с максимальной точностью издать 64-страничный шедевр.
Уроженец Остромечева, автор книги «Остромечево и «остромычивцы» Иван Панасюк предложил создать в агрогородке музей. Адам Мальдис поддержал идею и пообещал предоставить два уникальных экспоната. Какие, пока держит в секрете. Празднование совпало сразу с несколькими важными событиями – 150-летием местной школы, 30-летием детской школы искусств, 170-летием Свято-Михайловской церкви, 111-летием первой народной белорусской библиотеки, которая действует здесь с 1905 года.
Гвоздем праздничной программы стало торжественное открытие на центральной площади памятного камня в честь 500-летия Остромечево.

Из истории д.Щитники.
Усадебный комплекс в деревне Малые Щитники сформировался в 19 веке и включает в себя сохранившиеся основные элементы: парк с живописной композицией, усадебный дом, Покровскую церковь. В 1742 году существовала деревянная униатская церковь, на месте которой в 1821 году была построена существующая каменная, с деревянной при ней колокольнею, в деревянной ограде на средства местной помещицы Франтишки Пониквицкой и местным священником А. Будиловичем с прихожанами в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь православная построена в псевдобарочном стиле. Сохранились конюшня, каретная, руины хозяйственной постройки и декоративного столба для скульптуры Божья Матерь. По составу усадебных компонентов, красочности паркового древостоя усадьба Малые Щитники является одной из лучших на Брестчине. На территории усадебного комплекса установлен памятный камень в 1988 году в память о Казимире Лыщинском (1634-1689)


Из истории д Люта.
Название этому бывшему поместью дала река Люта, которая протекает рядом. Река была полноводной и судоходной до 1914 года, а местность, по которой она протекала, была лесистой, на берегах реки росли дубравы. Люта впадала в реку Лесная. Однако при интенсивной вырубке лесов река стала очень быстро мелеть. К 1939 году от «лютой» реки осталось только название и легенды. Вот одна из них.
В реке были такие водовороты, что если в него попадала лодка рыбака или крупное животное, то спасти его уже было невозможно. Всё живое погибало. Люта показывала свою жестокость и лютость.
А вот вторая легенда. В 1400 году к остромечевским землям подошли крестоносцы. Князь собрал свое войско и поставил спиной к реке, чтобы воины понимали: назад пути для отступления нет. Лютая сечь стояла на берегу реки. К концу сражения берега и вода в реке от крови стали красными, но воинство князя одержало победу в этой страшной битве. После этого река получила такое страшное название.
Во второй половине 19 века имение Люта перешло в собственность Бронислава Гутовского. Гутовские владели имением до 1939 года. Последним владельцем был Владислав Гутовский. В имении был разбит удивительной красоты парк, водоем, плодовый сад, оригинальный прогулочный маршрут. Въездная аллея проходила между двумя водоемами. Рядом с домом располагалась пейзажная композиция. Во время второй мировой войны усадебный дом уцелел.
В этом доме после войны открыли детский дом. Здесь воспитывались не только сироты, но и дети, которых освободили от концлагерей. В 1970 годы на территории парка построили здание школы-интерната, а усадебный дом стал разрушаться. От бывшего имения сейчас осталась только каретная и часть парка с редкими деревьями (сосна черная, австрийская, липа крымская, Бук). Деревья объявлены памятниками природы.


Из истории урочища Гурки.
Согласно письменных источников известен с 19 столетия. Впервые обследован в 1937 г. К. Салевичем, в 1958 г. И.В. Бируля, в 1980 и 1985 г. Т.М. Коробушкина.
Место необыкновенное. Это святыня, сохраненная нашей землей и нашими предками. Это древний курганный могильник, датируемый 11-13 в.в. Пращуры наши для захоронений (другой жизни) выбирали места особенные по красоте природы, считающиеся священными. Этот курганный могильник самый большой по количеству насыпей не только на территории Среднего Побужья, но и Брестской области. Он насчитывает 173 насыпи. Уникальны природные особенности возвышенности. О них можно рассказывать и рассказывать. Тут произрастает 99 целебных трав, из тех, что произрастают в Беларуси. О них рассказывала травница и целительница этих мест, старейшая жительница Гурки – Лидия Николаевна Шехонина. Интересный обряд правки души и тела совершался на Святой горе.
Когда-то в этих красивых местах располагалось имение графа Потоцкого, от которого в настоящее время сохранились только развалины. Зато какую мощную бутовую кладку из ледниковых валунов они являют.
Такой маленький кусочек нашей земли, а какой пласт истории он хранит в себе! Сколько еще неразгаданного и неизвестного хранят эти места. Возможно, нашим потомкам они раскроют свои тайны.


Казімір Лышчынскі

Імя Казіміра Лышчынскага пачэсна стаіць ў адным шэрагу з імёнамі волатаў думкі - "вялікіх ерэтыкоў" Мігеля Сервета, Джардана Бруна, Лючыліа Ваніні. Гэтак жа, як і яны, ён - адна з зорак першай велічыні на еўрапейскім філасофскім небасхіле ХVII ст. - паплаціўся жыццём за свае погляды.
Беларускі мысліцель, грамадска-палітычны дзеяч і педагог, Казімір Лышчынскі, нарадзіўся 4.3.1634 г. ў Вялікім княстве Літоўскім, у маёнтку Лышчыцы Брэсцкага ваяводства (цяпер Брэсцкі раён). Паходзіў са старажытнага, але небагатага шляхецкага роду. Будучы здольным маладым чалавекам, атрымаў добрую адукацыю ў езуіцкіх калегіумах Брэста, Кракава і Каліша. У 1658 г. уступіў у ордэн езуітаў. У 1665 г., пасля вучобы ў Калішы, стаў выкладчыкам і памочнікам рэктара Брэсцкага езуіцкага калегіума.
Берасцейская шляхта тройчы абірае яго паслом на варшаўскія соймы (1669, 1673, 1674). Ад яе імя ён браў ўдзел у выбарах на трон Рэчы Паспалітай каралёў Міхаіла Карыбута Вішнявецкага, Яна ІІІ Сабескага. Апошні, ведаў Лышчынскага асабіста, цаніў як грамадскага дзеяча, у 1682 г. прызначыў на адказную пасаду падсудка брэсцкага земскага суда.
Адначасова Лышчынскі выкладаў у мясцовай школе дзецям шляхты і сялян мовы, асновы навук. Узмоцнена вывучаў філасофскія і тэалагічныя творы антычных і сучасных аўтараў, у тым ліку, ўключаныя ў "Індэкс забароненых кніг". Вольны час прысвячаў філасофскім развагам, спробам па-свойму вытлумачыць свет і законы яго развіцця. Так нараджаўся трактат "Аб неіснаванні бога" ("De non existentia Dei"), кожная выснова якога пахла вогнішчам інквізіцыі. Ён быў напісаны на латыні на 530 старонках уборыстым почыркам.
Трактат Лышчынскага - арыгінальны філасофскі твор, у якім аўтар выступіў супраць рэлігійнага светаразумення.. Частка гэтага трактата была спалена разам з яго аўтарам, лёс астатняй часткі невядомы. Некалькі яго фрагментаў зберагаюцца зараз у горадзе Курнік (Польшча).
Сваіх ідэй вальнадумец не хаваў, а нёс іх сучаснікам: дзяліўся імі з вучнямі, сябрамі, суседзямі, знаёмымі. Езуіты не прабачылі здрады свайму былому сабрату. У 1687 г. іх агент Ян Бжоска - ён жа даўні знаёмец і сусед Лышчынскага - выкраў 15 сшыткаў тайна напісанага трактата і разам са сваім даносам, гучна названым "Маніфестам", перадаў віленскаму біскупу Бжастоўскаму. Разам з паметкамі "Значыць, Бога няма", зробленымі філосафам на палях кнігі кальвініста Альстэда "Натуральная тэалогія", трактат стаў падставай для абвінавачвання ў атэізме і ў 1688 г. зняволення. Мысліцель апынуўся ў віленскай турме. Духоўны суд вынес прыгавор: смерць праз спаленне.
Кароль Ян ІІІ, які сямю гадамі раней адзначаў заслугі Лышчынскага, такую пастанову ўхваліў, але па просьбе падсуднага замяніў гэту пакутніцкую кару адсячэннем галавы.
30 сакавіка 1689 г. на плошчы Старога мяста ў Варшаве, у прысутнасці шматтысячнага натоўпа, адбылося публічнае пакаранне. Казімір Лышчынскі мужна сустрэў сваю апошнюю хвіліну
З таго часу прозвішча Казіміра Лышчынскага не сходзіць са старонак кніг, часопісаў, газет, энцыклапедычных і даведачных выданняў - да канца ХХ ст. выйшла звыш 500 публікацый, прысвечаных спаленаму брэсцкаму філосафу.
Ён набыў вечнае жыццё ў навуковай і літаратурнай творчасці розных народаў, працягвае жыць у музыцы, жывапісе, скульптуры і кіно.


Літаратура:

1. Восхождение к истине : материалы VII международных общественно-политических чтений, посвящённые памяти Казимира Лыщинского / М-во образования РБ, БрГУ; науч. ред. И.И.Акинчиц.- Брест, 2001. - 97с.

2. Гісторыя беларускай літаратуры XI-XIX стагоддзяў : у 2 т. / НАН Беларусi, Iнстытут
лiтаратуры; рэдкал.: У.В.Гніламёдаў і інш. - Мн. : Беларуская навука Т.1.- 2010. - 910 с.
3. Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі : у 6 т. / НАН Беларусi, Iнстытут фiласофii. - Мн. : Беларуская навука Т.1.- 2008. - 574 с.

4. Ермаковец, О. В Лыщицы к Лыщинскому / О. Ермаковец // Вечерний Брест. - 2007. - 31 октября. - С. 2,3.

5. История Беларуси : полный курс: пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / В.П. Емельянчик, Ю.Л. Казаков, В.С. Космылев и др.- Мн.: Юнипресс, 2004. - 415 с. - ( История).

6. История Беларуси в документах и материалах / сост.: И.Н. Кузнецов, В.Г. Мизец.- Мн.: Амалфея, 2000. - 672 с.

7. К. Лыщинский и современность : сборник материалов VIII международных общественно-политических чтений, посвящённых памяти Казимира Лыщинского, 23-24 мая 2003 г.- Брест: Изд-во БрГУ, 2003. - 94 с.
8. Казак, С. Казимир Лыщинский [Изоматериал] / С. Казак // От Берестья до Бреста из века в век / В. Мороз - Брест, 2002. - С. 64

9. Казімір Лышчынскі [Текст] // Памяць. Брэст: у 2 кн. Кн. 1 / [Рэд. кал. Р.Р Бысюк, Г.К. Кісялёў, А.П. Кондак [і інш.]. – Мн.: БЕЛТА, 1997. – С. 84-85.

10. Казімір Лышчынскі [Тэкст] // Памяць. Брэсцкі раён / [ Рэд.кал. Г.К. Кісялёў, Л. К. Грыцко, А. Л. Петрашкевіч і інш.]. – Мн: БЕЛТА, 1998. – С. 52-53.

11. Кузняцоў, М.В. Светлыя постаці гісторыі [Тэкст]: галерэя слаўных імён / М.В. Кузняцоў.- Мн.: Права і эканоміка, 2007. - 583с.

12. Кутузава, Н. Рукапісы гараць [Тэкст] / Н. Кутузава // ЛiМ. - 2005. - 9 верасня. - С.14.

13. Лышчынскі Казімір (4.3.1634-30.3.1689) [Текст] // Асветнікі зямлі Беларускай: Х – пачатак ХХ ст.: энцыклапедычны даведнік / Рэд. кал.: Г.П. Пашкоў [і інш.]; Маст. У.М. Жук. – 2-е выд. – Мн.: БелЭн, 2006. – С. 265-267.

14. Мороз, В. От Берестья до Бреста из века в век : / В. Мороз, В. Ежелов.- Брест: Академия, 2004. - 229с.

15. Мяснікоў, А. Казімір Лышчынскі (1634-1689) [Тэкст]: “Беларускі бязбожнік ХVІІ веку” / Анатоль Мяснікоў // Сто асоб беларускай гісторыі : гістарычныя партрэты / Анатоль Мяснікоў. - Мінск: Литература и искусство, 2008. - C. 81-83.

16. На пути к свободе совести : сборник научных статей IX Международных чтений, посвящённых памяти Казимира Лыщинского / И.И. Акинчиц, Т.И. Акинчиц, А.А. Горбацкий.- Брест: БрГУ, 2006. - 102 с.

17. Павловский Б. Жертва языка и пера: биография философа Казимира Лыщинского (1634 — 1689), уроженца имения Лыщицы под Брестом / Б. Павловский // Вечерний Брест. - 2012. 29 июня (№ 52). — С. 10.

18. Позднякова, А. Жизнь на благо отечества /А.Позднякова // Брестский вестник. - 2008. - 20 марта. - С. 6.

19. Прокошина, Е. С. Казимир Лыщинский [Текст] / Е.С. Прокошина. – Мн.: Беларусь, 1986. – 94 с.

20. Рэвяко, К. А. Антычная спадчына на Беларусi [Тэкст] : манаграфія / К. А. Рэвяко , Гуманiтарна-эканамічны недзярж. iн-т; пад рэд. М.С. Корзуна. - Мн.: Веды, 1998. - 100 с.

21. Республика Беларусь[Тэкст]: энциклопедия: в 6 т. Т. 4 / редкол.: Г.П. Пашков и др. – Мн.: БелЭн, 2006. – 912 с.: ил.

22. Тарасаў, К. “Брэсцкі монстр” [Тэкст] / Кастусь Тарасаў // Памяць пра легенды: постаці беларускай мінуўшчыны / Кастусь Тарасаў. – Мн.: Полымя, 1990. – 263 с.: іл.

23. Толочин, А. Казимир Лыщинский сегодня /А. Толочин // Брестский вестник. - 2007. - 8 ноября. - С. 14.

24. Чаропка, В. Бязбожны мысліцель. Казімір Лышчынскі [Тэкст] / Вітаўт Чаропка // Лёсы ў гісторыі / Вітаўт Чаропка. - Мн.: Беларусь, 2005. - C. 296-305.

25. 4 сакавіка - 370 год з дня нараджэння К.Лышчынскага (1634 - 1689), мысліцеля, грамадска-палітычнага дзеяча і педагога // Новыя кнігі. - 2004. - №1. - С.10-12.

26. Шнiп, В. А. Проза і паэзія агню [Тэкст] : вершы, аповесць, эсэ / В.А. Шніп.- Мн.: Мастацкая літаратура, 2010. - 318с. - ( Беларуская проза ХХI стагоддзя).


Парк Вислоцких возле деревни Лыщицы

Историческая справка
парка Вислоцких возле д. Лыщицы Брестского района

С конца 15 века д. Лыщицы были владением рода Лыщинских герба Корчак. В конце 18 века имение Лыщицы перешло к роду Вислоцких. Усадьба и парк находились там же, где они стояли при Лыщинских. Предположительно возле захоронения Лукаша Лыщинского (дяди Казимира Лыщинского) в 1817 году Климент Вислоцкий построил здесь деревянную церковь со звонницей. Заклад камня в фундамент церкви святой Параскевы Пятницы 10 ноября (Пятнички) был на праздник Святого Антония.
В 1868 году Лыщицы – центр поместья, в котором были мельница, корчма, жило 142 мужчины, 160 женщин.
Во второй половине 19 века Вислоцкие построили усадебный дом и заложили пейзажный парк. При усадьбе находился сад, с середины 19 века упоминаются ветряная мельница и корчма. До восстания 1863 г. хозяином был Люциан Вислоцкий. Церковь была ориентирована алтарем на север, вход находился с юга. Церковь была окружена деревянным забором и рвом, обсаженным сиренью. Из деревни в церковь вела дорога. Предположительно возле церкви находится от 3 до 8 захоронений представителей шляхетских родов 19 века.
На западе от церкви находилась панская усадьба с парком. В километре на северо-западе находилась усадьба с парком Игнатовичей в д. Кустынь.
В 1905 году в Лыщицах проживало 574 жителя, размещалась железнодорожная станция в юго-западном направлении. Деревня, центр Лыщицкой волости, объединяла 17 деревень, 20 сельскохозяйственных товариществ, 380 дворов, 4135 жителей. Здесь были расположены телеграфная станция, участки: по воиской повинности, влостного сельского фельдшера, судебных следователей, мировых посредников, судебно-мирового округа.
Вся утварь, церковный инвентарь и имущество, метрическая книга и богослужебные книги из церкви были утрачены в 1915 году во время эвакуации в годы Первой мировой войны. Часть икон была вывезена в Свято-Покровскую церковь 1742 г. в Малых Щитниках.
Во время войны была уничтожена старая усадьба и прилегающие постройки, а церковь опустошена. Местные жители собрали остатки усадьбы и на ее месте вручную насыпали курган и посадили на нем каштан. Здесь традиционно местные жители проводили обряды, чаепития.
После Первой мировой войны служба возобновилась, здесь был свой священник. Хозяином имения был евреям по фамилии Шая.
Согласно клировой ведомости Свято-Михайловской церкви Брестского повета Брестского уезда Полесской волости от 1927 года (ГАБО, Ф. 2059, Оп. 4, Дело 3, 61 л.). Церковь Свято-Параскевичская в Лыщицах была приписной к Остромечевской церкви. Описывается как довольно прочная, колокольня деревянная, колокола нет. Обнесена рвом. Престол один Преподобной Матери Параскевы. Расстояние от Остромечево – 3 версты. На 1925 год в Лыщицах проживало 174 мужчины и 165 женщин.
После событий 1939 года священник ездил в церковь в Лыщицы из Остромечево. В 1941 году - 100 дворов, 603 жителя.
До 1941 г. напротив дороги к церкви стоял аэродром, где базировались самолеты Ан-2. Летчики жили в бывшем панском имении, а для кроватей сняли царские ворота. С началом Великой Отечественной войны аэродром разбомбили. Уже во время оккупации немцы подожгли церковь из-за опасения размещения там партизан. Во ремя войны погибли на фронтах 6 человек и 3 в партизнах. 15 человек вывезено в Германию, вернулось – 14.
Сохранены фрагменты фундамента церкви. Рядом находятся захоронения, принадлежащие роду Лыщинских.
После войны на месте алтаря приписной (филиальной, в 800 метрах от деревни) церкви Святой Параскевы был установлен деревянный крест и два надмогильных камня о спасении детей, а территория церкви заросла деревьями. Сохранены фрагменты фундамента церкви. На месте былой усадьбы была построена ферма. К северу находится дом, где ранее жили торфодобытчики. Рядом находятся захоронения, принадлежащие роду Лыщинских.
Описание церкви по воспоминаниям Кирилюк Борис Степанович (1928 г.р.)
«Место престола было изначально обозначено крестом, который поставила женщина из д. Лыщицы после войны. Церковь разбомбили немцы, так как они ориентировались на военный аэродром, который находился через дорогу. Церковь была деревянной. Рядом находился торфозавод. На западе недалеко размещался панский маенток, на месте, где сейчас стоит ферма. Вход был с юга. Церковь была ограждена красивым деревянным забором. Вход был через ворота
Возле церкви хоронили самых достойных, рядом есть примерно 7-8 могил».

Описание церкви по воспоминаниям Кирилюк Анны Григорьевна (1933 г.р.)
«Церковь стояла спиной на север и входом на юг. Звонницы не было, был колокол внутри. Стены церкви были гладкие (наверное, оббитые доской). Подлого была деревянной, фундамент кирпичный. Все здание было сосновым. Входные двери были сбиты «елочкой». Территорию церкви обозначал красивый деревянный забор и ров. Вход на территорию был через двухстворчатые ворота, которые были закреплены на столбах и сверху были накрыты двускатной крышей. Вокруг рва была посажена сирень, которая красиво цвела. Вокруг так же был сад, в котором цвели ивы и липы. Недалеко также располагался панский маенток, где до войны жил еврей по фамилии Шая, который и владел землей. В имении кроме усадьбы, сада и парка был еще и коровник. К церкви из деревни вела дорога, усаженная вербами. А из церкви прямо к Лыщицкому кладбищу вела дорога, по которой везли покойника из церкви. Покойника тогда на ночь оставляли в церкви, а утром отпевали и вели всем миром на кладбище. В церковь ходило много людей на праздники со всех окрестных деревень, здесь были скамеечки и большой валун, где умывали ноги и одевали чистую обувь. После службы пили чай. Говорят двухэтажное имение Лыщинских, где жил Лукаш, было уничтожено в годы Первой мировой войны. И тогда местными жителями был насыпал курган на его месте.
Перед войной здесь служил свой батюшка, который похоронен в Остромечево. С приходом советской власти на Остромечево и Лыщицы был один священник. В 1941 году здесь разместился военный аэродром, а летчики жили в бывшем панском имении. Церковь подверглась разорению. Иконы перенесли в Малые Щитники, а царские ворота летчики сняли и спали на них в имении. С началом войны аэродром сражу же разбомбили. Бомбы попали в бочки с горючим и взрывы были слышны далеко. Саму церковь немцы сожгли уже позже, так как боялись, что в ней могли скрываться партизаны, а церковь стояла прямо у дороги. Церковь зажгли самовозгорающим зарядом и она горела как свеча. Возле церкви находится несколько захоронений.
После войны одна женщина из Лыщиц на месте алтаря поставила деревянный крест и два надмогильных камня о здравии детей, хотя на это место их ставить было нельзя».
Насыпь (в народе курган) памяти Лыщинского расположена недалеко от парковой зоны. Местные жители соорудили данную насыпь на остатках фундамента дома. Землю наверх поднимали вручную. Наверх к дереву вела деревянная лестница. Вокруг каштана был расположен круглый деревянный стол. Во время праздников местное население собиралось вокруг для гуляний.


1. Несцярчук Л.М., Замкі, палацы, паркі Берасцейшчыны Х – ХХ стагоддзяў/ Л.М.Несцярчук. – Мн.: БЕЛТА, 2002. – с 49-50.
2. Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Брэсцкага раёна. – Мн.: БЕЛТА, 1998. – 574 с.

Галина Николаевна Малажай
Галіна Мікалаеўна Малажай (1938, Брэсцкі р-н – 2005) - мовазнаўца, член-карэспандэнт Нацыянальнай акадэміі адукацыі РБ.
Галіна Мікалаеўна Малажай нарадзілася 15 сакавіка 1938 года ў вёсцы Кустын Брэсцкага раёна Брэсцкай вобласці ў сям’і служачых.

Школа ў в. Кустынь, 1936 год.

Запіс у пагаспадарчай кнізе выканкама Лышчынскі с/с дэпутатаў працоўных Брэсцкага раёна Брэсцкай абласці в. Лышчыцы "Основные производственные показатели в хозяйствах по деревне Кустын"

Бацька – Васілеўскі Микалай Сцяпанавіч (1895 г.н.) меў салідную адукацыю – у 1917 годзе закончыў юрыдычны факультэт Казанскага універсітэта, працавал настаўнікам у школе в. Кустын, выкладаў матэматыку і геаграфію ў Брэсцкай гімназіі.

Бацька Галіны Малажай Васілеўскі Мікалай Сцяпанавіч з вучнямі (ў верхнім радзе апошні з правага боку)
Маці – Ігнацюк Надзея Лукінічна (1906 г.н.), вучылася ў гімназіі, але не закончыла яе, бо трэба было даць адукацыю братам. Галіна Мікалаеўна расла ў сям’і адна, больш дзяцей у бацькоў не было.

Доўбінская Валянціна 1923 г.н., родная цётка і першая настаўніца Галіны Малажай ( на здымку апошняя з правага боку)

Настаўнікі школы в. Кустын. Доўбінская Валянціна (цётка Галіны Малажай) ў першым радзе другая з правага боку,
Васілеўскі Мікалай Сцяпанавіч (бацька Галіны Малажай) у другім радзе першы з правага боку
Калі закончыла сямігодку, вучылася ў Астрамечаўскай школе, а ў 1952 годзе – у сярэдняй школе № 1 горада Брэста. Пасля заканчэння школы, паступіла ў Брэсцкі дзяржаўны педагагічны інстытут імя. А.С. Пушкіна, на філалагічны факультэт. У 1960 годзе закончыла інстытут. Працаваць была накіравана ў Кобрынскі раён. Два гады настаўнічала ў Павіцьеўскай сярэдняй школе, а праз некаторы час перавялася ў Корчыцкую сямігодку.
З 1963 г. пачала працаваць выкладчыкам педінстытута. З 1965 г. – старшы выкладчык. У 1971 годзе абараніла кандыдацкую дысертацыю па тэме “Перыфразы ў беларускай літаратурнай мове (структурна-семантычная і стылістычная характарыстыка)” у Інстытуце мовазнаўства імя Якуба Коласа АН БССР.

Галина Малажай ( на здымку дзяўчынка з банцікам у першым радзе першая з левага боку),
маці Ігнацюк Надзея Лукінічна (ў другім радзе першая з левага боку),
бацька Мікалай Сцяпанавіч Васілеўскі (ў трэцім радзе трэці з левага боку).
У 1975 годзе атрымала вучонае званне дацэнта, у 1988 годзе – прафесара. З 1981 года займала пасаду загадчыка кафедры беларускага мовазнаўства філалагічнага факультэта, дэпутат Брэсцкага абласнога Савета народных дэпутатаў 15-га, 16-га скліканняў, член Вучонай рады універсітэта. Падрыхтавала 2 кандыдата навук.
У 1983 годзе атрымала ганаровае званне “Выдатнік народнай асветы”, у 1984 – “Ветэран працы”, у 1986 – Знак “За успехи в научно-исследовательской работе студентов”.
Узнагароджана медалём «За трудовое отличие» (1986), ганаровай граматай Вярхоўнага Савета БССР (1988).
Даследавала праблемы беларускай фразеалогіі і дыялекталогіі, мову мастацкай літаратуры, праблемы выкладання беларускай мовы ў сітуацыі білінгвізму.
Памерла Галіна Мікалаеўна 14 мая 2005 года.
Сёння імя Г.М. Малажай шырока вядома не толькі ў сучаснай філалогіі, але і вялікай колькасці студэнтаў, школьнікаў, настаўнікаў, бацькоў.
Імя прафесара Г.М. Малажай – на вокладках шматлікіх кніг: навуковых манаграфій, дапаможнікаў для студэнтаў, на падручніках па беларускай мове для 5 – 8 класаў школ з рускай мовай навучання для 11-гадовай і 12-гадовай школы, на вокладках праграм па беларускай мове, зборнікаў тэкстаў для дыктовак, пераказаў і водгукаў, матэрыялаў для алімпіяд, для цэнтралізаванага тэсціравання.
Г.М. Малажай – аўтар больш як 300 навуковых прац. 26 гадоў яна ўзначальвала кафедру беларускага мовазнаўства Брэсцкага дзяржаўнага універсітэта. На кафедры сфармавалася навуковая школа прафесара Г.М. Малажай, якая займаецца вывучэннем актуальных праблем беларускага мовазнаўства і выкладання роднай мовы ў ВНУ і школе.
На філалагічным факультэце ёсць аўдыторыя імя прафесара Г.М.Малажай. Той, хто прыйдзе ў аўдыторыю № 304, сустрэнецца не толькі з светлым, прыветным поглядам Галіны Мікалаеўны, убачыць плён яе працы, убачыць цэлую эпоху ў гісторыі кафедры беларускага мовазнаўства, у гісторыі універсітэта, у гісторыі горада, у гісторыі Беларусі.
Як адзначыла загадчык кафедры беларускага мовазнаўства М.І.Новік, “Галіна Мікалаеўна Малажай – знакавая постаць Беларусі. Гэта знак творчай улюблёнасці ў справу, у роднае слова, знак вернасці Настаўніку і вечным ідэалам, скарбам душы – гонару і годнасці, волі і мужнасці, моцы духу. Постаць Г.М.Малажай гарманічна ўключаецца ў кола тых жанчынаў-асветніц, што, пачынаючы ад Ефрасіні Полацкай, нясуць cвятло жыватворнага Слова, святло чалавечнасці і дабрыні”.
Фотаздымкі прадастаўлены Казярук Галінай Паўлаўнай, дачкой цёткі Галіны Малажай Доўбінскай Валянціны.
Матэрыял падрыхтован бібліятэкарам Лышчыцкай сельскай бібліятэкі Аленай Калядой і бібліёграфам Тацянай Васілюк.

Працы
1. Актуальныя праблемы мовазнаўства i лiнгвадыдактыкi : зборнік навуковых артыкулаў / БрДУ; пад. рэд. Г.М.Малажай. Брэст: Академия, 2005. 139с. 2. Беларуская мова : падручнік для 5 кл. агульнаадукац. шк. з рус. мовай навучання / Г.М. Малажай, С.Р.Рачэўскi, Л.С.Васюковiч, З.М.Кавалевiч. Мінск: Навук.-метад. цэнтр вучэб. кн. i сродкаў навучання, 2002. 382 с.
3. Беларуская мова: экзаменацыйныя тэсты з узорамі выканання (для падрыхт. да цэнтраліз. тэсціравання) / Г.М. Малажай, Л.І. Яўдошына. Мінск : Аверсэв, 2009.
4. Беларуская мова: шляхi развiцця, кантакты, перспектывы : матэрыялы III мiжнар. кангрэса беларусiстаў "Беларуская культура ў дыялогу цывiлiзацый" (1-я сесiя - 21-25 мая, 2-я сесiя - 4-7 снеж. 2000 г., Мiнск) / Мiжнар. асацыяцыя беларусiстаў; Нац. навук.-асвет. цэнтр iмя Ф.Скарыны. Мінск: Беларускі кнiгазбор, 2001. 307с. ( Беларусiка=Albaruthenica; кн.19)
5. Варонiк, С. З родным словам па жыцці (да 70-годдзя з дня нараджэння прафесара Г.М. Малажай) // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Сер. філалагічных навук. 2008. № 1 (9). С. 152.
6. Дрык, Н. Настаўнікі не паміраюць / Н. Дрык // ЛiМ. 2006. 11 жніўня. С. 13.
7. Малажай, Г. М. Вывучэнне беларускай мовы ў 7 класе : вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнiкаў / Г.М. Малажай, Н.М. Чалюк. Мінск: НМЦэнтр, 1999. 143с.
8. Малажай, Г. М. Алiмпiяды па беларускай мове : дапаможнік для навуч. агульнаадукац. школ, гiмназiй, лiцэяў / Г.М.Малажай, В.П.Красней. Мінск : Аверсэв, 2000. 237с.
9. Малажай, Г. М. Беларуская мова : дапаможнiк для школ, лiцэяў, гiмназiй. Мінск : Аверсэв, 1999. 287с. ( Школьнiкам, абiтурыентам, навучэнцам). 10. Малажай, Г. М. Беларуская мова : падручнiк для 6 кл. школ з рус. мовай навучання / Г.М.Малажай, З.М.Кавалевiч, С.Р.Рачэўскi. Мінск : Народная асвета, 1998. 238с.
11. Малажай, Г. М. Беларуская мова : дапаможнік для падрыхт. да абавязк. цэнтралiз. тэсцiравання / Г.М.Малажай. Мінск : Аверсэв, 2005. 368с. ( Школьнiкам, абiтурыентам, навучэнцам).
12. Малажай, Г. М. Беларуская мова : матэрыялы да экзамену: дапаможнік для школ, ліцэяў, гімназій / Г.М.Малажай. Мінск : Аверсэв, 2001. 287с. ( Экзамены).
13. Малажай, Г. М. Беларуская мова. 7 кл. : падруч. для 7 кл. агульнаадукац. шк. з рус. мовай навучання / Г.М.Малажай, З.М.Заiка, Н.М.Чалюк. Мінск : НМЦэнтр, 2001. 271с.
14. Малажай, Г. М. Беларуская мова ў 7 класе : вучэбна метадычны дапаможнік для наст. устаноў, якія забясп. атрым. агул. сярэд. адукацыі з рус. мовай навуч. / Г.М.Малажай, Н.М.Чалюк. Мінск : Нац. iн-т адукацыi, 2004. 191с.
15. Малажай, Г. М. Беларуская перафраза / Г. М. Малажай, 1974. 16. Малажай, Г. М. Вывучэнне беларускай мовы ў 6 класе школ з рускай мовай навучання : вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнiкаў / Г. М. Малажай. Мінск : Народная асвета, 1999. 175с.
17. Малажай, Г. М. Даведнік для абітурыентаў па беларускай мове / Г.М.Малажай. Брэст : Брэсцкая друкарня, 1992 Ч.1. 89с.
18. Малажай, Г. М. Даведнік для абітурыентаў па беларускай мове / Г.М.Малажай. Брэст : Брэсцкая друкарня, 1992 Ч.2. 97с.
19. Малажай, Г. М. Зборнiк дыктантаў i пераказаў : дапаможнік для падрыхт. аддзялення / БрДУ; Г.М.Малажай, В.Я.Ляшук, С.Р.Рачэўскi. Брэст, 2001. 86с.
20. Малажай, Г. М. Лiнгвiстычны аналiз тэксту / Г.М.Малажай, 1992. 21. Малажай, Г. М. Лабараторныя працы па сучаснай беларускай мове : вучэбны дапаможнік для студ. ВНУ/ Г.М.Малажай. Мінск: Вышэйшая школа, 1999. 300с.
22. Малажай, Г. М. “Мова наша ёсць такая ж людская і панская…”[аб зб. вершаў Ф. Багушэвіча “Дудка Беларуская”] / Г.М.Малажай // Асоба і творчасць Францішка Багушэвіча ў прасторы і часе: зб. навуковых артыкулаў да 170- годдзя з дня нараджэння Ф. Багушэвіча / БрДУ. Брэст, 2010. С.63-66.
23. Малажай, Г. М. Пазакласная праца па беларускай мове / Г.М.Малажай, 1990.
24. Малажай Галіна Мікалаеўна (1938-2005 гг.) // Прафесарска-выкладчыцкi калектыў Брэсцкага Дзяржаўнага унiверсiтэта iмя А.С. Пушкiна : бiябiблiяграфічны даведнiк: 1945-2005 / аўт.-склад.: У.В.Здановiч i iнш. Брэст: БрДУ, 2005. 246с.
25. Малажай, Г. М. Сучасная беларуская мова: слова, перыфраза, фразеалогiя / Г.М. Малажай, 1992.
26. Мароз, В. Навуковая спадчына Галіны Малажай ў кантэксце здабыткаў лінгвістычнай школы прафесара Фёдара Янкоўскага: матэрыялы Рэспубліканскай навуковай канферэнцыі, прысвечанай 70-годдзю з дня нараджэння прафесара Галіны Мікалаеўны Малажай, Брэст, 20-21 сакавіка 2008 года // Актуальныя праблемы мовазнаўства і лінгвадыдактыкі / БрДУ імя А.С. Пушкіна, 2008.
27. Мельнiкава, З. З-пад крыла Калесніка / З. Мельнікава // Заря. 2005. 3 сентября.
28. Метрыка літаратурная: [70 гадоў таму ў в. Кустын Брэсцкага раёна нарадзілася Г. М. Малажай] // Полымя. 2008. № 3. С. 204 – 205.
29. Моложай, Г. Н. Перифразы в белорусском литературном языке: автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / АН БССР, Ин-т языкознания им. Я.Коласа. Минск, 1971. 20с.
30. Новiк, М. I. Святло творчага шчыравання / М.І. Новік // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. 2005. №3(3). С. 64-71.
31. Новік, М. І. Несла святло роднага слова / М.І. Новік // Роднае слова. 2008. № 3. С. 37-38.
32. Малажай, Г. М. Ведаў, любіў, адмыслова карыстаўся // Пасланец Праметэя : кніга пра Уладзіміра Калесніка / [рэдкал.: Г.М.Праневіч (гал. рэд.) і інш.; уклад.: З. М. Калеснік і інш.]. Брэст: БрДУ, 2007. - 388 с. 33. Практыкум па беларускай мове : вучэбны дапаможнік для нефiлал. фак. ВНУ / пад агульн. рэд. Г.М. Малажай. Мінск: Вышэйшая школа, 1993. 329с.
34. Рачевский, С. Все остается людям / С. Рачевсий // Брестская газета. 2008. 28 марта. 3 апреля. С. 3.
35. Рубашэўскi, Ю. Святло яе ўсмешкі / Рубашэўскі // Вечерний Брест. 2006. 23 июня. С. 7.
36. Святло сакавіцкага слова : навуковае выданне да 60-х угодкаў прафесара Галіны Мікалаеўны Малажай / навук. рэд. М.М. Аляхновіч. Брэст : БрДУ, 1998. 277 с.
37. Слова i фразеалагiзм у лiтаратурным i дыялектным кантэксце : манаграфiя / Г.М.Малажай, В.М.Касцючык, Л.I.Яўдошына i iнш. Брэст, 2004. 123с.
38. Чарняк, М. Да суседзяў у госці / М. Чарняк // Народная трыбуна. 2001. 29 снежня.
39. Чтобы помнили: профессор Галина Моложай (1938-2005) // Брестская газета. 2008. 14-20 марта. С.3.


Военная история в фотографиях

Выдающиеся люди