Скоки - ГУК
Скоки

Родовая резеденция Урсын Немцевичей

Всего в девяти километрах на север от Бреста, в деревне Скоки сохранилась родовая резиденция дворянского рода Урсын Немцевичей, восходящему к началу XVIв.
Сами Скоки известны с конца XVI века как собственность некоего землянина Чижевского. Однако уже через несколько десятилетий они перешли во владение хоть и не очень богатого, но от того не менее известного белорусского шляхетского рода Немцевичей, которым в округе принадлежали также деревушки Клейники, Непли и Адамково.
Выгодное месторасположение поблизости от одного из самых экономически развитых городов Великого княжества Литовского, а также удалённость от постоянно опустошаемых русскими и шведскими войсками регионов Беларуси делало Скоковское имение довольно спокойным и уютным местом, которое обеспечивало Немцевичей пусть и скромным, но зато регулярным доходом. Вероятно, именно этот фактор стал решающим и для Марцелия Немцевича, который после своего удачного брака с дочкой местного помещика Ядвигой Суходольской, стоял перед выбором места возведения новой усадьбы для своей постоянно увеличивающейся семьи (всего у счастливой четы Немцевичей родилось шестнадцать детей).
Новый кирпичный дворец был построен в 1770-е годы по проекту неизвестного архитектора в центре деревни неподалеку от прежней деревянной усадьбы. Это был большой двухэтажный усадебный дом, имевший характерную для архитектуры барокко1 пластичную объемно-пространственную композицию строго подчиненную зеркальной симметрии: прямоугольное в плане здание под мансардой накрытое типичной для барокко французской «ломаной» черепичной крышей с небольшими боковыми алькежами (башенками) с фигурными куполами. Внешнее оформление дворца, по тогдашним меркам, было довольно скромным. Лишь центральную часть северного парадного и южного паркового фасадов выделили парами сдвоенных пилястров2, которые частично нарушали плоскость побеленных стен. Кроме того, размещённые с двух сторон усадебного дома входы в здание были также акцентированы широкими балконами с красивой ажурной оградой и массивными четырёхгранными колоннами в основании.
Фронтальные фасады имеют регулярный ритм прямоугольных окон, в центре выделены слоистыми пилястрами, опоясаны тонкопрофильным карнизом.
Сдержанный барочный декор включал пластичные сандрики3 и наличники окон, межэтажную и фризовую тяги4, угловые лопатки5, лучковые люкарны6 крыши.
Основным же проявлением набирающего в те времена силу классицизма7 в Скоковской усадьбе стали большие прямоугольные оконные проёмы.
Внутренняя планировка имела традиционную схему. Центральным помещением первого этажа был просторный вестибюль, от которого в стороны уходили анфилады кабинетов и жилых комнат, здесь же находилась столовая, стены которой украшали портреты представителей рода Немцевичей. На второй этаж вела широкая трёхмаршевая лестница. Относительно небольшие размеры здания заставили архитектора разместить в центре второго этажа главный бальный зал с антресолями для музыкантов. Это прекрасно оформленное помещение имело выход на оба балкона, откуда открывался живописный вид на парк и окрестности. Из главного зала также можно было попасть в прочие парадные покои резиденции, занимавшие большую часть этого этажа. На стенах висели картины голландских и итальянских художников, а также акварели Яна Матейко.
Стены дворца в партере имеют почти метровую толщину. Под всем дворцом находится огромное подвальное помещение, свод которого был выполнен в форме звезды и опирается на массивный каменный столб. Все это придавало ему вид рыцарсого зала. Здесь был «скарбец», традиционное помещение в доме дворянина или помещика того времени, в котором хранился семейный архив, а также семейные и национальные реликвии.
Что же касается интерьеров усадьбы Немцевичей, то в соответствии с модой XVIII века здесь были камины с оригинальными изразцами, настенная живопись, лепнина, а также мозаичные паркетные полы. Для иллюзорного увеличения пространства парадных помещений в стены были встроены большие зеркала в роскошных рамах. Важным элементом обстановки была и мебель с утончённым резным орнаментом. Обилие позолоты и коллекции разных диковинок были также обязательным атрибутом тогдашних шляхетских резиденций.
По бокам от дворца Немцевичей располагались два небольших одноэтажных флигеля, в одном из которых «офицыйне» жила прислуга, а во втором разместилась конюшня. Они вместе с главным корпусом создавали некое подобие так полюбившегося нашей аристократии «курданёра» - полураскрытого парадного двора с красивым круглым зелёным партером посередине. За флигелями находились густые посадки деревьев. Кроме эстетической функции они выполняли и практическую задачу - прятали от глаз хозяев и их гостей небольшой хозяйственный двор с колодцем, находившийся к востоку от курданёра.
Через дорогу от парадного въезда начиналась достаточно короткая липовая аллея, ведущая к небольшому деревянному костёлу (не сохранился), возведённому в 1776 году в стиле народного зодчества с элементами барокко. Здесь М. Немцевич собирался устроить родовую усыпальницу.
Парк, в так называемом, «французском» стиле начал формироваться в усадьбе ещё в середине XVIII века и имел регулярно-пейзажную композицию. Его довольно скромные размеры в пять гектаров вызваны размещением парка в строгих границах между дворцом и берегом реки Лесная.
Террасы и клумбу с двух сторон огибали полого спускающиеся от дворца дорожки, которые, смыкаясь ниже, образовывали главную парковую аллею, вдоль которой росли грабы. Основной же прогулочный маршрут был кольцевого типа и огибал парк по периметру. Имелась тут и искусственная водная система - от реки вдоль главной оси парка был вырыт канал, к которому под прямым углом примыкал ещё один, делящий парк на две примерно равные части. Основное пространство парка делилось на уютные полянки, окружённые со всех сторон посадками клёна, граба, боярышника, сирени. В центре паркового ансамбля имелись насаждения плодовых деревьев, среди которых также росли самшит, шалфей, ирисы и пр. Среди малых архитектурных форм, украшавших парк в те давние времена, можно выделить три резные деревянные беседки, лёгкие арочные мостики через каналы, а также лодочную пристань и летние купальни.
В стороне от прогулочных аллей, за каналом, был расположен огромный плодовый сад, размерами не уступающий самому парку. С другой же стороны, вплотную к парку примыкал ипподром, обсаженный берёзами и можжевельником. Находившийся при ипподроме конный завод до начала ХХ века имел широкую известность в округе.
В целом же Скоковская усадьба, как видно из выше сказанного, была обычной резиденцией белорусского шляхетского рода среднего достатка второй половины XVIII века. Однако по своему мемориальному значению она опережает многие из аналогичных отечественных дворцово-усадебных ансамблей.
Здесь родился и в разные годы жил общественный деятель, польский писатель и публицист Юлиан Урсын Немцевич, один из авторов Конституции 1791г., сподвижник Т.Костюшко в восстании 1794г. Именно здесь 15 декабря 1917г. было подписано перемирие между Германией и ее союзниками с одной стороны и Советской Россией с другой, которое фактически официально прекращало боевые действия Первой мировой войны.
В бурные годы первой половины ХХ века Скоковская усадьба сильно потерпела от боевых действий - пострадал парк, сгорели флигели и храм. В конце 1940-х годов территория усадьбы перешла в ведомство местной восьмилетней школы-интерната, что привело к частичной перепланировке дворца Немцевичей. Ипподром был переделан в стадион. А в парке появились новые посадки деревьев и кустарников.
Одна из первых попыток отреставрировать исторический объект предпринималась на рубеже 1980-1990-х годов. С распадом Советского Союза работы застопорились. В октябре 2002 года Совет министров РБ утвердил перечень приоритетных объектов историко-культурного наследия, подлежащих первоочередной реставрации. Попал в список и усадебный дом в Скоках. В 2004 году было принято решение облисполкома о реставрации 26 объектов, расположенных на территории области, в том числе и Скоковского усадебного дома. Сейчас усадебный дом Немцевичей преживает очередной этап реставрации. Когда дело будет доведено до логического завершения, историко-культурная ценность приобретет свой первозданный вид, а в ее стенах разместится музейно-просветительный центр под названием «Дворец Немцевичей».
В 1999г. был восстановлен исторический памятник-башня XVIIIв., что находится за 2 км на север от д. Скоки и на котором размещалась скульптура архангела Рафаила. Ранее считалось, что это — обелиск в честь Конституции Речи Посполитой, принятой 3 мая 1791 года. Теперь же выяснилось, что башня возведена в честь святого Рафаила на месте, где когда–то стоял деревянный, из лиственницы, дом, в котором родился Юлиан Урсын Немцевич.
Усадебно-парковый ансамбль – памятник архитектуры барокко и садовопаркового искусства «французского» стиля. Имеет мемориальное значение, взят на учет и под охрану государства. В настоящий период ведется восстановление и реставрация.

Словарь терминов

1. БАРОККО – архитектурно-художественный стиль в XVI –XVIII вв., основными композиционными принципами которого являются динамичность и пластичность объемных архитектурных и художественно-декоративных композиций, стремлением к величию и пышности, сложностью светотеневых и цветовых эффектов.
2. ПИЛЯСТРА – плоский вертикальный прямоугольный в сечении выступ на стене, который повторяет все части и пропорции колонны архитектурного ордера.
3. САНДРИК – небольшой карниз, расположенный над окнами или дверью на фасаде здания.
4. ФРИЗОВАЯ ТЯГА – горизонтальный или вертикальный поясок или выступ, который делит стены здания.
5. ЛОПАТКА – вертикальный , прямоугольный в плане выступ на стене здания, элемент декора.
6. ЛЮКАРНА – небольшой оконный проем на крыше, фронтоне, предназначенное для частичного освещения подкупольного пространства.
7. КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль XVII-XIXвв., одной из главных черт которого было обращение к античному наследию. Архитектуре свойственны строгие пропорции, сдержанность декоративного украшения.

Список литературы:
1. Гарады і вескі Беларусі: энцыклапедыя. Т.3, кн.1. Брэсцкая вобласць /рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш.] – Мінск: БелЭн, 2006. – 528 с.
2. Несцярчук, Л.М. Замкі, палацы, паркі Берасцейшчыны X-XX стагоддзяў (гісторыя, стан, перспектывы) /Л.М.Несцярчук. – Мінск: БЕЛТА, 2002. – 336 с.
3. Памяць: гіст.-дакум. Хроніка Брэсцкага раёна. – Мінск: БЕЛТА, 1998. – 574 с.
4. Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область /АН БССР, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора, Белорус. Сов. Энцикл.; Редкол.: С.В.Марцелев и др. – Минск: БелСЭ, 1990. – 424 с.
5. Туристская энциклопедия Беларуси /редкол.: Г.П. Пашков [и др.]; под общ. Ред. И.И. Пирожника. – Минск: БелЭн, 2007. – 648 с.
6. Юлиан Урсын Немцевич: жизнь и творчество: библиограф. материалы / сост. Т.С.Ковенько, И.А.Павлючук, Х.Байковска. – Брест: ОАО “Брестская типография”, 2007. – 56 с.


7. Гладышчук, А.А. Нямцэвічы. Сапраўдныя гісторыі: гісторыка-дакументальны нарыс / А.Гладышчук. – Мінск: Литература и Искусство,2009. – 288 с.
8. Юльян Урсын Нямцэвіч: асоба ў кантэксце часу. Да 250-годдзя з дня нараджэння: Міжнар. Нав-практычн. Канферэнцыя, 30-31 мая 2008 г. – Брэст: ААТ “Брэсцкая друкарня”, 2008. – 232 с.


Скокаўскі
палац
і яго
ўладары
ў сусветнай
гісторыі


Палац у Скоках – радавое гняздо славутага рода Нямцэвічаў. Ён перажыў адну татальную эвакуацыю, два поўныя рабаванні, павінен быў быць узарваны, але ўстаяў. Ён сведка шматлікіх падзей, у тым ліку і сусветных. Яго муры шмат памятаюць. Сёння палац аднаўляецца пасля працяглага маўклівага разбурэння.
Першая згадка пра сядзібу адносіцца да 1550-га, калі яе ўладальнікам быў Сямён Клувода, да якога фальварак перайшоў ад продкаў. На працягу прыкладна 150 гадоў гаспадарамі сядзібы былі і пан Чыжэўскі, і Балтазар Баброўніцкі, і княжацкі род Шуйскіх. І толькі з другой паловы XVIII стагоддзя Скокі перайшлі Аляксандру Нямцэвічу, род якога вядомы з XVI стагоддзя.
Нямцэвічы – вядомы шляхецкі род на Беларусі, але знакамітасць сваю ён прыдбаў найбольш праз аднаго з іх – Юльяна Урсын Нямцэвіча, паэта і пісьменніка, палітычнага дзеяча і сакратара-ад’ютанта Тадэвуша Касцюшкі.
Дакладна невядома, калі Урсын Нямцэвічы сталі жыць на землях Вялікага княства Літоўскага, але ўжо ў XVI стагоддзі на старажытных беларускіх землях гэта быў заможны род, які валодаў значнай маёмасцю і належыў да герба “Равіч”. Яго прадстаўнікі пакінулі значны след у гісторы: яны прымалі ўдзел у войнах са шведамі, змагаліся супраць саксонскай дынастыі, займалі розныя дзяржаўныя і ваенныя пасады.
Спачатку радавы дом Нямцэвічаў быў невялікім драўляным будынкам. У 1770 г. Марцэлій Нямцэвiч, бацька Юльяна, вырашыў на яго месцы пабудаваць новы мураваны палац. Новы палац – прамавугольны ў плане двухпавярховы будынак, мае характэрную для архітэктуры барока аб’ёмна-прасторавую кампазіцыю. Асноўны аб’ём палаца накрыты ламаным дахам. Цэнтральныя ўваходы ад фасада і парку акцэнтаваня балконамі на гранёных слупах. Планіроўка ўсіх паверхаў анфіладная.
Тры генерацыі Нямцэвічаў – Ян (1762-1821), Тадэуш (1793-1839) і Ян Тытус (1830-1900), не лічачы будаўніка палаца Марцэлія (1727?-1802), якія пражылі ў палацы усё сваё жыццё ад нараджэння да смерці, толькі паляпшалі яго дабрабыт. Дзякуючы ім, палац не закранулі два вызваленчыя паўстанні ў Беларусі – 1830 і 1863 гг., як і французская вайна 1812 г.
Марцэлій Нямцэвіч быў на той час вельмі добра адукаваным шляхціцам, займаў пасады брэсцкага суддзі і мельніцкага падчашага, сур’ёзна займаўся гісторыяй свайго краю і роду. Вёў пошукі цікавых звестак у старых архівах і нават напісаў гісторыю свайго Берасцейскага ваяводства.
У сямьі Марцэлія і Ядвігі (Сухадольскай) нарадзілася 16 дзяцей, старэйшым быў Юльян (16.2.1757). Першапачатковую адукацыю Юльян атрымаў дома ад студэнтаў Брэсцкага езуiцкага калегiума, а потым бацька аддаў яго ў Варшаўскi кадэцкi корпус. Пасля заканчэння школы юнак паступае да князя Адама Чартарыйскага ад’ютантам. Першыя лiтаратурныя спробы Нямцэвiча адбылiся яшчэ падчас навучання. Ён стаў перакладаць з французскай мовы гiстарычныя творы.
Пазней Юльян працуе ў Адукацыйнай камiсii. Выбiраецца паслом сойма. Пасля другога падзелу Рэчы Паспалiтай выязджае ў эмiграцыю. У час паўстання 1794 г. вяртаецца на радзiму i становiцца адным з блiжэйшых паплечнiкаў Тадэвуша Касцюшкi. Пасля паражэння паўстання паранены, разам з Касцюшкам ён апынуўся ў маскоўскiм палоне i два гады правёў у Петрапаўлаўскай крэпасцi. Пасля вызвалення з турмы Паўлам I у 1796 г. паддаецца настойлiвым угаворам Касцюшкi i выязджае з iм у ЗША. У 1802 г. пасля смерцi бацькi вяртаецца з Амерыкi ў Скокi, каб уладкаваць сямейныя справы. На прапанову расiйскага iмператара атрымаць свае званнi i пасады адказвае адмовай i вяртаецца за акiян. Вестка пра паўстанне ў варшаўскiм княстве пасля напалеонаўскага панавання вяртае Юльяна Нямцэвiча зноў у Варшаву, дзе ён становiцца сенатарам, а потым i сакратаром сената. Сенат для гэтага нават быў вымушаны прыняць папраўку ў маёмасны статут. Паводле дакумента, кожны з сенатараў павiнен быў валодаць значнай маёмасцю, а ў Нямцэвiча яе не было. Яе месца заняў вялiкi аўтарытэт чалавека.
Пазней ён купiў сабе фальварак пад Варшаваю ў спадзяваннi пражыць у iм спакойную старасць. Але лёс зноў усё крута пераварочвае. У 1830 годзе ў Польшчы выбухае чарговае паўстанне за незалежнасць. Нямцэвiч уваходзiць у склад нацыянальнага ўрада, асабiста распрацоўвае акт дэтранiзацыi ад улады над Польшчай расiйскага iмператара i, каб не наклiкаць бяды на калег, сам аб’яўляе яго варшаўскай грамадскасцi. Як вельмi шаноўнага чалавека ў замежжы паўстанцкi ўрад накiроўвае Юльяна ў Англiю, затым у Францыю. Мэта была зразумелай — атрымаць матэрыяльную i дыпламатычную дапамогу для Польшчы. I пасля паражэння чарговай спробы барацьбы за незалежнасць Нямцэвiч збiрае ў Амерыцы i Еўропе шматлiкiя ахвяраваннi на адкрыццё польскiх школ за мяжою i дапамогу выгнаннiкам з радзiмы. Апошнiя гады наш зямляк праводзiць у Парыжы, дзе i знаходзiць спачын 21 мая 1841 г. Яго творы "Лiтоўскiя пiсьмы", раман "Два паны Сяцехi", цыкл "Гiстарычныя песнi", кнiга "Гiсторыя праўлення Сiгiзмунда III", шэраг драматычных i паэтычных рэчаў прымусiлi гаварыць аб iм як аб адным з самых значных пiсьменнiкаў Рэчы Паспалiтай сваёй эпохi.
Пры жыцці Юліяна ў Скоках мелася багатая калекцыя карцін Ван Дэйка, Тэрнэрса, Барталамэа, захоўвалася яго перапіска з Чартарыйскім, Гамільтанам, Рылеевым, Міцкевічам. Было шмат і іншых каштоўных прадметаў: ад’ютанцкія эпалеты, ордэны, каштоўная калекцыя табакерак, падораных расійскім імператарам Паўлам І, французскім палкаводцам Напалеонам, першым прэзідэнтам ЗША Джорджам Вашынгтонам.
Кожны з новых гаспадароў, нашчадкаў Марцэлія, уносiў нешта новае ў выгляд Скокаўскага палаца, але прынцыпова яго не мяняў. У сярэдзіне ХІХ ст., Скокі перайшлі да Яна Нямцэвіча, унука роднага брата Юльяна Яна. Новы ўладар Скокаў быў добра адукаваным, ведаў некалькі замежных моў, літаратуру. На працягу больш чвэрці стагоддзя ён выбіраўся маршалкам шляхты ўсей Гродзенскай губерніі, займаў таксама шэраг важных грамадскіх пасадаў. Ён быў добра знаёмы з iмператарамi Аляксандрам I i Аляксандрам III. Апошнi падчас прыезду ў Брэст-Лiтоўск на ваенныя манеўры спынiўся не ў iмператарскай рэзiдэнцыi, а гасцяваў некалькi дзён у Нямцэвiчаў у Скоках.
У 1858 г. залажыў у Скоках конезавод, дзе разводзіў вядомых на ўсю Еўропу чыстакроўных скакавых коней. Ян быў адным з самых выдатных конезаводчыкаў таго часу, яго коні перамагалі на скачках у Маскве, Пецярбурзе і іншых еўрапейскіх гарадах.
Пасля смесрці Яна Нямцэвіча конезавод у пачатку ХХ ст. пераходзіць да яго малодшага сына, таксама Яна. Але ў той час конезавод перажываў заняпад і Яну-малодшаму давялося займацца яго рэарганізацыяй, каб вярнуць былую славу. Перад Першай сусветнай вайной коні былі эвакуіраваны у Варонежскую губерню, а перад рэвалюцыяй 1917 г. праданы. Жонцы Яна Нямцэвіча, Соф’i ўсе мы абавязаны захаваннем палаца як гiстарычнай спадчыны. У 1915 годзе, калi расiйскiя войскi пакiдалi горад, камандаванне вырашыла ўзарваць палац. Але Соф’я адмовiлася пакiнуць сцены стаўшага ёй родным дома. I генерал адступiў перад мужнасцю жанчыны, палац не ўзарвалi.
Пад час Першай сусветнай вайны палац Нямцэвiчаў з восенi 1916 года быў стаўкай камандуючага ўсходнiм германскiм фронтам генерала-фельдмаршала прынца Баварскага Леапольда. Менавіта тут 15 снежня 1917 г. паміж Германіяй і яе саюзнікамі з аднаго боку і Савецкай Расіяй з другога было падпісана перамір’е, якое фактычна афіцыйна спыняла баявыя дзеянні Першай сусветнай вайны. Пры адступленнi нямецкiя салдаты абрабавалi палац да нiткi. Гэта было другое абрабаванне сядзiбы. Першае зрабiў рускi генерал Дэльферд пасля паражэння Касцюшкаўскага паўстання ў 1794 годзе.
Новае адраджэнне палаца пачалося адразу пасля вайны 1920 г. Новая польская ўлада выбірае Яна Нямцэвіча прэзідэнтам Берасця, і ён прымаецца як за аднаўленне горада, так і палаца. Софья адкрывае ў Скоках польскую школу з углубленым вывучаннем гісторыі. Нечаканая смерць Яна ў 1933 г. спыняе гэты ход падзей і скокаўскі меёнтак пераходзіць Станіславу Нямцэвічу.
У пачатку 1930-х гадоў у палацы здарыўся пажар, і Нямцэвічы пасля гэтага выпадку яшчэ да падзей 1939 г. эмігрыравалі ў Францыю. Палац быў канфіскаваны савецкай уладай. У час апошняй вайны палац цудам уцалеў. Пасля вайны ў ім адкрылася школа, якая па сутнасці і выратавала палац ад разбурэння. Пасля таго, як быў пабудаваны новы будынак школы, палац доўгі час знаходзіўся ў заняпадзе.
Цяпер нашчадкі Нямцэвічаў жывуць у Канадзе, Францыі і Польшчы. У цяперашні час толькі адзін з із носіць фамілію Нямцэвіч – гэта Вітольд, 1927 года нараджэння. Жыве зараз у Польшчы. З 1998 г. займаецца напісаннем дзённікаў пад назвай “Літаратурная сумесь, альбо Уласныя ўспаміны, якія тычацца Нямцэвічаў”. Вітольд збірае і вывучае матэрыялы аб родзе Нямцэвічаў. У 10 тамах яго “Асабісых успамінах” сабраны фатаграфіі і ксеракопіі ўсіх даступных яму із існуючых у міры матэрыялаў аб Нямцэвічы. Ён неаднаразова прыязджаў у Беларусь, на Гродзеншчыну, і Брэстчыну, каб наведаць месцы, звязаныя з дзяцінствам і родам Нямцэвічаў.
У сучасны перыяд вядзецца аднаўленне і рэстаўрацыя Скокаўскага палаца. Грандыёзны праект быў задуманы яшчэ на пачатку 90-х гадоў мінулага стагоддзя, у палацы планавалася адчыніць музей у гонар вядомых людзей Брэстчыны. У студзені 2012 г.у адпаведнасці з Рашэннем Брэсцкага райіспалкома на базе рэстаўрыіруемага помніка створаны раённы гiсторыка-мемарыяльны музей “Сядзiба Нямцэвiчаў”.

Бібліяграфічны спіс

1. Бензярук, Анатоль Расцiслававiч. Касцюшкі-Сяхновіцкія : гісторыя старадаўняга роду : [в. Сяхновічы, Жабін. р-н] / А.Бензярук. Брэст: Академия, 2006. 130 с.
2. Пазднякоў. Нямцэвіч Юльян Урсын // Вялікае княства Літоўскае: энцыклапедыя: у 3 т. / рэд. Г. П. Пашкоў і інш. Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. С. 367.
3. Гiстарычны альманах : навук. гiст. i краязн. часопiс / Бел. гiст. т-ва. Гародня. Т. 14. 2008. 236с.
4. Гладышчук, А. Нямцэвiчы. Сапраўдныя гiсторыi : гiсторыка-дакументальны нарыс / Анатоль Гладышчук // Мiнск : Литература и искусство, 2009. 286 с.: iл.
5. Мальдис, А. Адьютант Костюшко?.. Не только! / Адам Мальдис // Советская Белоруссия. 2008. 4 марта. С. 17.
6. Маракоў Л.У. Рэпрэсаваныя літаратары, навукоўцы, работнікі асветы, грамадскія і культурныя дзеячы Беларусі, 1794-1991: энцыклапедычны даведнік: у 10 т. Т.3. Кн.2. Мн:, 2003.
7. Марцiновiч, А. Ад’ютант паўстанцаў. Юльян Юстын Нямцэвiч // Марцiновiч, А. У часе прасветленыя твары : гiстарычныя эсэ, нарысы / Алесь Марцiновiч. Мiнск : Полымя, 1999. С. 133–149.
8. Марцiновiч, Алесь. У часе прасветленыя твары : гiстарычныя эсэ, нарысы. Мн.: Полымя, 1999. 447 с.
9. Мельнiкаў, Аляксей Анатольевiч. З неапублiкаванай спадчыны : манаграфіі, артыкулы, вершы, матэрыялы навук. канф., успамiны сучаснiкаў / уклад.: Л.В. Ляўшун, Л.Ф. Анцух. Мн.: Чатыры чвэрцi, 2005. 590 с.
10. Нямцэвiч Юльян // 250 асоб з Беларусi ў дыялогах культур : 250 people from Belarus in the dialogue of cultures : даведачнае выданне / на бел. и англ. мовах. Мiнск : УП “Экоперспектива”, 2008. С. 199–200.
11. Нямцэвiч Юльян Урсын // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. Мiнск, 2000. Т. 11. С. 411.
12. Нямцэвич Юльян Урсын (16.2.1758-21.5.1841) [Текст] // Асветнікі зямлі Беларускай: Х – пачатак ХХ ст.: энцыклапедычны даведнік / Рэд. кал.: Г.П. Пашкоў [і інш.]; Маст. У.М. Жук. 2-е выд. Мн.: БелЭн, 2006. С. 312-313. 13. Павлючук, И. А. “Юльян Урсын Нямцэвiч – пiсьменнiк, публiцыст, палiтык” / И. А. Павлючук // Бiблiяпанарама. 2008. Вып. 13. С. 17–18.
14. Працы кафедры гiсторыi беларускай лiтаратуры Белдзяржунiверсiтэта. Мн. : Права i эканомiка. 2008. Вып. 9. 227 с.
15. Рубашевский, Ю. Евтушенко – сыграл Немцевича : [о встрече к 255-летию со дня рождения Ю. У. Немцевича в музее “Усадьба Немцевичей” в д. Скоки] / Юрий Рубашевский // Вечерний Брест. 2013. 20 февр. С. 8.
16. Рэвяко, Казiмiр Адамавiч. Антычная спадчына на Беларусi : манаграфіі / Гуманiтарна-экан. недзярж. iн-т; Пад рэд. М.С. Корзуна. Мн.: Веды, 1998. 100 с.
17. Самосевич, М. Талантливый сын земли прибужской : [о празднике к 250-летию со дня рождения Ю. У. Немцевича в Скоках] / Марина Самосевич // Заря над Бугом (Брест). 2008. 20 февр.
18. Снiтко, Г. М. Шляхамi Юльяна Нямцэвiча па Берасцейшчыне : (у дапамогу турысту-аматару i экскурсаводу) / Г. М. Снiтко // Краязнаўства Берасцейшчыны: стан i перспектывы развiцця : матэрыялы “круглага стала”, 12 снеж. 2006 г. Брэст, 2007. С. 22–34.
19. Судлянкова, В. Нямцэвiч у Англii : [Ю. У. Нямцэвiч] / В. Судлянкова // Новы час. 2003. № 19. С. 11.
20. Чаропка, Вiтаўт. Лёсы ў гiсторыi / В.Чаропка. Мн.: Беларусь, 2005. - 559 с.
21. Юлiян Нямцэвiч : старонкi бiяграфii // Заря над Бугом (Брест). 2008. 9, 13, 16 февр.
22. Юлiян Урсын Нямцэвiч. Асоба ў кантэксце часу : [электронны рэсурс. DVD+R]. ЮНИС Арт, 2008.
22. Юлиан Урсын Немцевич: жизнь и творчество : библиогр. материал / Брест. обл. б-ка им. М. Горького ; составители Т. С. Ковенько и др. Брест : Брестская типография, 2007. 54 с.
24. Юльян Урсын Нямцэвiч: асоба ў кантэксце часу : да 250-годдзя з дня нараджэння : мiжнародная навукова-практычная канферэнцыя, Брэст, 30–31 мая 2008 г. Брэст, 2008. 231 с.
25. Юльян Урсын Нямцэвіч [Текст] // Памяць. Брэст: у 2 кн. Кн. 1 / [Рэд. кал. Р.Р Бысюк, Г.К. Кісялёў, А.П. Кондак [і інш.]. Мн.: БЕЛТА, 1997. С. 162.
26. Юльян Урсын Нямцэвіч [Тэкст] // Памяць. Брэсцкі раён / [ рэдкал. Г.К. Кісялёў, Л. К. Грыцко, А. Л. Петрашкевіч і інш.]. Мн: БЕЛТА, 1998. С. 71-72.
27. Яна i Я : вершы i песнi пра каханне / уклад.: У.Сiўчыкаў, Р.Шастак; маст. А.Кашкурэвiч. Мн.: Радыёла-плюс, 2005. 511 с.

Юлиан Урсын
Немцевич

(1758 – 1841)


Юлиан Урсын НЕМЦЕВИЧ (16.2.1758 – 21.5.1841) –
писатель и поэт, драматург и сатирик, политический деятель, дипломат, патриот, уроженец Брестской области. Жизнь этого человека была полна неожиданных поворотов и насыщена событиями до такой степени, что, кажется, их хватило бы на несколько человек.
Юлиан Урсын Немцевич принадлежал к известному шляхетскому роду Урсын Немцевичей. Легенда гласит, что давний предок Юлиана – Юлиан Урсын появился в Литве в I cтолетии вместе с возглавлявшим римский отряд вождем Палемоном, легендарным правителем приморского края, лежащего в далекой Италии. Фамилия Урсын до сих пор часто встречается в Италии. Затем род переселился в Польшу и принял фамилию Немцевич. По-польски Германия – Niemcy, чит. «Немцы». Слово «Урсын» Юлиан всегда воспринимал как прозвище и не склонял его грамматически.
Гербом рода было изображение девушки верхом на медведе. Этот герб, называемый Равич, относится к наиболее древним шляхетским гербам и
его имели более 150 знатных родов. Герб Равич
Род Немцевичей считается одним из самых старых литовских рыцарских родов Речи Посполитой. Его представители принимали участие в войнах со шведами, боролись против Саксонской династии и занимали различные государственные и военные должности.
Первые сведения о представителях рода Немцевичей относятся к концу XV века, их упоминает К.Несецкий в своем гербовнике «Корона Польска». Говорит он об Анджее Немцевиче. Далее в «Справах Подлясских» за 1541 год можно найти информацию о Павле, Немцевиче. Самый старый документ, принадлежащий семье Немцевичей, датируется 1549 годом и касается судебной тяжбы.
Первым известным хозяином поместья в Скоках был дед Юлиана – Александр, брестский мечник. Кроме Скоков он владел целой системой фольварков над Бугом: Неплями, Забужьем, Кужавкой, Адамково, Клейниками и частью Мокран. Состарившись, он решил разделить свое имение между двумя сыновьями. В результате, в середине XVIII в. хозяином Скоков стал младший из сыновей - Марцелий, отец Юлиана. Он занимал должность брестского судьи и был весьма просвещенным для своего времени человеком, интересовавшимся политикой и историей Польши. Он любил работать с архивными документами, пробовал писать историю воеводства. Принимал участие в заседаниях Сейма, в том числе присутствовал на выборах Станислава Августа Понятовского королем Речи Посполитой, что было поводом для гордости, ведь король был его земляком из Волчина.
Родился Юлиан 16 февраля 1758 года в родовом поместье в Скоках, в старом деревянном доме из лиственницы. На этом месте сегодня возвышается колонна Архангела Рафаила, возведенная Марцелием в 1770-х годах. Свое имя Юлиан получил неслучайно, родители таким образом хотели подчеркнуть свое римское происхождение.
В большой семье Марцелия Урсын Немцевича и Ядвиги из Суходольских было 16 детей. Юлиан был самым старшим и самым способным из детей, на шестом году жизни уже читал отцу вслух газеты. С детства был любознательным, подвижным, остроумным, всем интересовался, обо всем имел свое собственное мнение.
Такому большому семейству было тесно в старом деревянном доме, и Марцелий решил построить новый, который и сохранился до сих пор.
Дом был построен в самом центре деревни неизвестным архитектором в семидесятых годах VIII века. Двухэтажное каменное здание с высокой крышей называли уже дворцом. Кроме главного здания в дворцовый ансамбль входили два боковых одноэтажных флигеля, где было жилье для слуг, а также находились хозяйственные Усадьба в Скоках
помещения и конюшни. За домом разбили парк. Старый деревянный дом разобрали и на его месте братья Юлиана посадили два ореха.
Детство Юлиана прошло в Клейниках в имении деда Александра, а также у дяди Франтишка Немцевича в Неплях (Польша) и у родственников в Адамково (сейчас часть Бреста). Воспитывали его в старопольских традициях, в культуре рыцарства и религии.
В 1764 году маленький Юлиан впервые поехал в Варшаву с отцом, на коронацию польского короля Станислава Августа Понятовского.
Начальное образование Юлиан Немцевич получил дома, а когда ему исполнилось 12 лет, встал вопрос о его Станислав Август Понятовский
дальнейшем обучении. Отец очень хотел отдать Юлиана в иезуицкий коллегиум в Бресте. Но вмешалась судьба в лице князя Адама Чарторыйского, который помог поступить мальчику в Варшавский кадетский корпус, поскольку был его комендантом. Это было престижное учебное заведение, основанное в 1765 году королем Станиславом Августом Понятовским, и находящееся под его личной опекой, в котором будущих офицеров кроме военных наук учили иностранным языкам, светским манерам, развивали чувство патриотизма. В Кадетском корпусе или, как его еще называли, Рыцарской школе, он проучился 7 лет, и здесь впервые проявились его литературные наклонности. В возрасте 16 лет он пишет свое первое произвдение – героико-комическую поэму «Война женщин». Поэма не была опубликована и не дошла до наших дней.
В Кадетском корпусе произошла встреча Юлиана с Тадеушем Костюшко, который в значительной степени повлиял на будущее Немцевича. Семьи Костюшко и Немцевичей состояли в родстве: сестра деда Александра, Текля, во втором
браке была замужем за представителем рода Костюшко. В новом доме в Скоках была даже комната Т.Костюшко, в которой он жил, когда гостил у Немцевичей.
По окончании учебы Немцевич получает звание поручика и становится адьютантом князя Чарторыйского, возглавлявшего вооруженные силы Речи Посполитой на Укрине. В 1777-1784 годах Юлиан находится на военной службе. В этот период он живет в Варшаве, по долгу службы выезжает в Литву и Украину, посещает Голландию, Австрию и другие страны Европы.
Несмотря на военную службу, Юлиан Немцевич занимается и литературной деятельностью. В 1781 году по поручению князя Чарторыйского делает переводы нескольких исторических книг с французского языка на польский. В 1781 году появляется в печати наиболее удачный такой перевод – роман «История Маргариты, королевы Наварской». А в 1782 году осуществляется первая собственная публикация Юлиана Немцевича – поэма в форме письма «Юзефу Шимановскому», в которой он проявляет себя как талантливый и зрелый поэт. В 1786 году пишет, а в 1788 году издает «Думу о Жулковском», интересное произведение эпического характера, содержащее элементы украинской народной поэзии. Первым же драматическим произведением молодого автора является трагедия в стихах «Владислав под Варной», написанная и поставленная на придворной сцене в 1787 году.
В 1788 году Юлиан Немцевич уходит в отставку в звании майора Первой Литовской Гвардии и начинает приобщаться к политической жизни страны. В этом же году он становится депутатом исторического Четырехлетнего Сейма, на котором 3 мая 1791 года была принята первая в Европе Конституция. Одним из авторов Конституции был и Немцевич.
За четыре года работы Сейма он просит слова 144 раза и является одним из наиболее активных и талантливых ораторов, выступает против магнатов, стремящихся к сделке с царским самодержавием, поддерживает прогрессивные силы, выступающие за проведение реформ, с целью спасения независимости страны. В это же время он активно занимается публицистикой. Его политические памфлеты (известно более 100) высмеивают консерватизм шляхты, которая держится за старые “золотые вольности” не понимая, что они ведут к гибели всё государство.
Пользуясь перерывом в работе Сейма, Немцевич в октябре 1790 году публикует свое самое известное произведение – комедию “Возвращение посла”, где в сатирической манере подвергаются критике основные политические деятели того времени. Пьеса была поставлена в Национальном театре в Варшаве и имела большой успех. Премьеру посещает сам король Станислав Август Понятовский, и оценивает постановку как очень яркую и веселую, с юмором отражающую всю работу Сейма. На протяжении 200 лет пьеса много раз ставится в разных европейских городах.
Основная идея пьесы – спасение Отечества через высмеивание всего того, что мешало жизни народа речи Посполитой. Автор смеется над глупой, темной и самодовольной шляхтой, над претенциозным французским воспитпнием, над всем консервативным и хочет показать настоящего гражданина, патриота, который борется за лучшее будущее своей Родины. В комдии затронуты все важные вопросы, которые обсуждались на заседаниях Сейма. Герои взяты из жизни и узнаваемы.
Эта пьеса принесла Немцевичу славу и известность, ее автора стали называть Первым пером Польши.
В 1791 году Юлиана Немцевича награждают Орденом св. Станислава и включают в состав Комиссии Народного Образования. С января 1791 по июль 1792 года он является редактором «Газеты национальной и заграничной», которая выходт два раза в неделю. Успех у газеты в стране был очень большой. Таким образом, Немцевич становится первым настоящим польским журналистом.
В 1792 году выходят его сатирическая повесть в стихах «Герострат», а так же к годовщине Конституции, заказанная королем Понятовским, пьеса «Казимир Великий».
В 1792 году русская императрица Екатерина II объявляет войну Речи Посполитой. Немцевич понимает, что сейчас решается судьба его страны – станет она независимым государством или подчинится России и будет Российской губернией. Его газета начинает целиком печатать информацию о военных действиях, списки погибших, призывает всех честных людей объединиться вокруг короля и не дать стране погибнуть.
Война для Речи Посполитой является неудачной, армия все время отступает под натиском российских войск. Немцевич приходит к выводу, что закончилось время, когда достаточно было служить Родине пером, пришло время взяться за оружие. К этому он начинает призывать в своей газете.
После неудачной для поляков битвы под Дубенкой 25 июля 1792 года Костюшко получает от короля приказ сложить оружие и сдаться. Война окончена в пользу России. Патриоты начинают выезжать за границу, офицеры подают в отставку. Немцевич эмигрирует в Вену, чтобы избежать преследований. Дальнейшую борьбу польского народа за независимость возглавляет Костюшко.
Во время восстания в 1794 году Юлиан Немцевич возвращается в Польшу и становится одним из ближайших соратников Костюшки, выполняет обязанности секретаря временного правительства и адьютанта. Без его участия не создается ни один документ штаба повстанцев, ни одно воззвание к народу.
Он не покидает Костюшко до самого поражения под Мацеевицами в сентябре 1794 года. В этом сражении Немцевич получает серьезное ранение правой руки, Костюшко ранен в спину и бедро. Раненые
Тадеуш Костюшко они попадают в русский плен. Их содержат сначала во Владаве, а затем перевозят в Петропавловскую крепость. Два тяжелых года проводит Юлиан в неволе, но и в крепостных казематах он продолжает писать. Рана поразила правую руку, но он научился писать левой. В тюрьме он сочиняет около двадцати басен, цикл элегий «Грусти», злую сатиру на Екатерину II, переводит Вольтера.
Немцевич и Костюшко находятся в Петропавловской крепости до 1796 года, откуда их выпускает Павел I, после смерти его матери Екатерины II, заставив принести унизительную присягу на верность русскому царю.
Из тюрьмы Костюшко и Немцевич выходят измученными и больными: у Костюшко парализованы ноги, Немцевич сильно постарел.
Костюшко не хочет возвращаться на Родину больным и униженным, и он начинает уговаривать Юлиана сопровождать его в Америку. Немцевич колеблется: он соскучился по родным местам, хочет увидеть старого отца. Но когда узнал, что Станислав Август Понятовский отрекся от престола и живет в Петербурге, а отец, думая, что старшего сына нет в живых, разделил Скоки и Клейники между младшими сыновьями и возвращаться, в общем-то, некуда, решился.
19 декабря 1796 года на корабле «Адриана» они отправляются в Соединенные Штаты Америки через Англию, Финляндию, Швецию. Во всех странах, где они останавливаются, их встречают как героев. Через 81 день после начала путешествия прибывают в Филадельфию, которая встретила путешественников пушечным салютом и эпидемией лихорадки. Пришлось воспользоваться гостеприимством соратников Костюшко по войне за независимость США, генералов Уайта и Гейтса и некоторое время провести неподалеку от Нью-Йорка. В конце ноября 1797 года Немцевич подыскивает квартиру в Филадельфии – две маленькие комнатки, для себя и Костюшко. Этот домик сохранился до сих пор.
Благодаря Тадеушу Костюшко, Немцевич знакомится с выдающимися политическими деятелями Америки, бывает в домах генералов, финансистов, писателей. Томас Джефферсон, выдающийся деятель американской революции, автор Декларации независимости США становится его близким другом. Джефферсон разделяет взгляды Немцевича на восстановление Речи Посполитой. Содействовует ему в приобретении заграничного паспорта.
Томас Джефферсон Джордж Вашингтон
У Джорджа Вашингтона, первого президента США, Немцевич гостит две недели. Он находится под влиянием личности генерала; восхищен его феноминальной памятью, но разочарован тем, что такой великолепный человек использует труд трехсот рабов, хотя и относится к ним лучше, чем другие владельцы. В 1803 году Юлиан Немцевич пишет «Краткие сведения о жизни и делах генерала Вашингтона». Этот труд является первой в мире биографией президента. В нем автор умело подобрал слова для определения значения американской революции и высоких человеческих качеств ее вождя.
Многое удивляет Немцевича в Америке. Шокирует отсутствие гостеприимства и довольно экономный образ жизни, стремление накопить как можно больше денег. Невысоко он оценивает и интеллектуальный уровень американцев, считает, что они умеют обсуждать только хозяйственные дела и у них совершенно отсутствует чувство юмора. Однако ценит их порядочность и законопослушность. Немцевич с удивлением осматривает американские города, в которых вовсе не видно нищеты, ибо каждый человек, который хочет работать, уверен в том, что сможет заработать достаточно для жизни и еще часть отложить на будущее. Он пишет следующие строки об американской демократии: «В счастливой стране равенства живность лучше накормлена, чем часто человеческие существа в других странах».
Тяжело приходится Юлиану Немцевичу после внезапного отъезда в мае 1798 года Тадеуша Костюшко во Францию. Трудно было одному оставаться в чужой стране. Помогает моральная и материальная поддержка Джефферсона и других американцев. Это дает возможность Немцевичу отправиться в путешествие по Америке, благодаря чему, выходят в свет его репортажи «Путешествия по Америке», снабженные его собственными рисунками.
Вскоре деньги, занятые у Джефферсона, заканчиваются, и Немцевич вынужден снять комнатку у портного в городке Элизабеттаун, где он ведет довольно спартанский образ жизни.
Вести из Варшавы тоже не радуют. Когда Костюшко, прибыв в Париж, написал «дерзкое» письмо императору Павлу и вернул деньги, полученные от царя в Петербурге, это приписали советам Немцевича. В итоге выходит приказ его братьям: не писать за океан, не высылать ни гроша неисправимому мятежнику. Иначе все их имущество будет конфисковано.
В июне 1800 года Немцевич женится на Сусанне Кин, богатой вдове генерала. Чтобы не допустить разговоров, что это брак по расчету Немцевич настаивает на составлении брачного контракта, в котором он отказывается от прав на имущество своей супруги. Они поселились в небольшом доме Сусанны и стали жить просто и в добром согласии. Немцевич ведет спокойную, размеренную жизнь, занимается огородом и садом, воспитывает десятилетнего сына Сусанны - Петра, учит его географии, латинскому и французскому языкам. Между ними устанавливается взаимная симпатия и привязанность, которую унаследовали и дети Петра Кина. Дом Кинов до конца семидесятых годов XIX века назывался Урсино, а небольшое озерцо позади дома сохранило такое же название до сих пор. Одна из улиц в Элизабеттауне называется Юлиан, а семья Кинов бережно хранит большое собрание памятных вещей, связанных с Немцевичем.
После смерти отца в 1802 году Юлиан Немцевич возвращается из Америки в Скоки, чтобы урегулировать формальности с наследством. Павел I к тому времени был убит заговорщиками, и месть императора уже не грозит. Немцевич проводит на родине два года. Много путешествует по родным местам. Его принимают в члены «Общества покровительства наукам». Получает предложение заведовать кафедрой польской литературы в Виленском университете. Но предложение отклоняет и принимает решение вернуться в Америку.
Обратный путь его лежит через Францию, где как раз в это время Наполеон Бонапарт объявляет себя императором. В Париже Немцевич знакомится с могущественным министром Талейраном, живописцем Давидом, и другими знаменитостями Франции.
По возвращению в США, отношения в семье не складываются. В 1807 году Немцевич разводится с женой, но дружеские отношения с ней поддерживает до конца жизни.
В 1806 году получает американское гражданство и отказывается от своего дворянского титула. В этот период почти ничего не пишет, Можно лишь отметить его труд по истории цивилизации. Он был написан в результате изучения жизни американских индейцев.
Когда Немцевич узнает, что войска Наполеона вступили в Польшу, то срочно возвращается на родину, это происходит в 1807 году. Он надеется использовать войну наполеона с Россией как шанс для Польши в обретении государственности. Наполеон на землях Речи Посполитой, принадлежащих после разделов Австрии и Пруссии, создает Герцогство Варшавское, независимость которого была иллюзорна, так как Герцогство являлось вассальным государством наполеоновской Франции. Немцевич получает должность секретаря Сената, затем становится членом Директорского корпуса, работает инспектором школ, занимается больницами и почтой. В 1808 году по его инициативе Общество друзей науки принимает постановление о создании собрания сборников трудов по современной истории Польши, обработке каталога всех польских печатных изданий с древних времен до настоящего времени на основе библиотечных фондов. В 1809 году участвует в издании словаря синонимов.
В 1810 году обращается с письмом к Наполеону, в котором указывает на трудное положение Герцогства Варшавского, эксплуатацию его французами, пытается пробудить у Наполеона заинтересованность к войне с Россией за независимость.
В 1812 году пишет «Литовские письма», направленные против российского самодержавия. Перед войной Наполеона с Россией работает на французскую военную разведку. После поражения наполеоновских войск в 1813 году вынужден эмигрировать в Чехию.
В этот период Немцевич создает одно из лучших своих произведений «Исторические песни», над которым он работал семь лет. «Исторические песни» - это цикл из 33 поэтических произведений, в которых автор воспевает героическое историческое прошлое Речи Посполитой. Они быстро становятся популярны в польском обществе и в течении ста лет, вплоть до Первой мировой войны, имеют боьшое историческое и политическое значение Многие поколения поляков изучают по ним свою историю, учатся любви к Родине. До 1939 года «Письма» переиздаются 45 раз: во Львове, Пшемысле, Петербурге и многих других городах. На тексты «Песен» написана музыка выдающимися польскими композиторами того времени, в частности М.Шимановским и К.Карпинским.
В 1814 году была написана и поставлена на сцене трагедия Немцевича «Ядвига», в которой выражалась надежда на возможность нового объединения с Литвой. В 1817 году Немцевич заканчивает писать «Историю царствования Сигизмунда III Вазы», которая позже была издана в виде хорошо иллюстрированного трехтомника.
Являясь членом Комисси просвещения, Немцевич выступает против введения русского языка в школах бывшей Речи Посполитой, за это его исключают из органов управления просвещением.
В 1816-1821 годах Немцевич осуществляет свою давнюю мечту о путешествии по бывшим землям Речи Посполитой: Волыни, Подоле, Литве, Селезии и Центральной Польше. Впечатления от этих путешествий публикует. Он пишет не только об исторических памятниках, но и об экономическом развитии, социальных преобразованиях.
В 1826 году Немцевич становится президентом Общества друзей науки, и как президент протестует против вмешательства этой организации в политику, содействует сплоченности польских и русских писателей и ученых.
В 1822 году, устав от политики, Юлиан Немцевич покупает небольшое имение недалеко от Варшавы и называет его Урсыново. Жить на лоне природы и работать на земле – это мечта Немцевича еще с детства. В Урсыново он обычно проводит лето, чередуя умственную работу с садоводством. Пишет дневники, собирает старинные рукописи, карты, медали. Отстраивает дом, над дверями которого просит написать такие слова: «Пусть этот дом будет приютом моей старости». Любимое поместье вдохновляет его на написание поэмы «Мысли об Урсыново», в которой он пишет, что, наконец, сбылись его мечты иметь свой собственный угол.
Дсять лет его жизни были связаны с Урсыново. Самым значительным произведением этого периода являются «Дневники моего времени», изданные посмертно в Париже в 1848 году. Они являются главным источником, из которого можно узнать историю рода Немцевичей, характерные черты быта и прав шляхты, а также политические события в Речи Посполитой в конце XVIII века. 24 июня 1831 года Юлиан в последний раз навещает свой любимый Урсыново. До конца жизни он вспоминает и переживает за свой любимый уголок, которым всегда гордится.
Немцевичу исполнилось уже семьдесят лет, и казалось, что ничто уже не заставит его заниматься политической деятельностью. Однако шляхетское восстание 1830-1831 годов не могло оставить его в стороне от политических событий. Он прекрасно понимает, что восстание обречено, но стремится помочь восставшим. Он не может больше служить повстанцам саблей, и начинает служить им своим пером, жизненным опытом, авторитетом, советами, уважением, с которым к нему относятся. Немцевич становится членом Административного Совета временного правительства, пишет воззвания к народу, произносит речи, сочиняет Декларацию детронизации царя Николая I, то есть находится в гуще событий.
Получив должность кастеляна и сенатора, он 11 июля 1831 года выезжает с дипломатической миссией в Англию в поисках политической и финансовой поддержки восставшим. Он пишет в английские газеты о тяжелом положении поляков, обращается к министрам, членам парламента, политикам, дипломатам, журналистам, объясняет, просит, убеждает. Добивается, что польский вопрос рассматривается в английском парламенте. Однако надежды на помощь английского правительства не оправдываются. Восстание подавлено.
Любимый Урсыново конфисковано царским правительством.
В ноябре 1833 года Юлиан Немцевич переезжает в Париж. Атмосфера Парижа, радушный прием друзей положительным образом действуют на самочувствие довольно пожилого человека. Он достаточно плодотворно работает. Принимает участие в заседании Литературного польского общества. Занимается коллекционированием польских медалей, работой с архивными документами и манускриптами, касающимися Польши. Начинает принимать участие и выступать на заседаниях Литературного польского общества, основанного в апреле 1832 года князем Адамом Чарторыйским. Его выбирают председателем Исторического отдела. В мае 1836 года выступает с обращением к полякам, чтобы они собирали материалы по истории Польши в архивах и библиотеках Франции, Англии и других стран.
В марте 1839 года при его активной поддержке происходит открытие публичной Польской библиотеки в Париже, которая становится польским культурным центром за границей, и куда вскоре начинают поступать книжные дары от поляков со всего мира,
В Париже Юлиан Немцевич посещает выставки, музеи, театры, литературные салоны, где знакомится с Жорж Санд, Виктором Гюго. Поддерживает дружеские отношения с соотечественниками: Чарторыйскими, Мицкевичами, Князевичем, Мостовским.
Всегда нетребовательный и легко приспосабливающийся к новым условиям, во Франции Немцевич живет более чем скромно. На лето переезжает за город, часто в Монморанси. Из его квартиры открывается прекрасный вид на окрестности, напоминающие ему родные Скоки. Иногда пишет стихи, сказки, переводит классиков. В последние годы жизни часто посещает костел, хотя ранее признавался А.Мицкевичу, что не верит в Бога. В июле 1840 года сочиняет «Молитву патриота», которую читает ежедневно и в которой просит Бога помочь Польше в обретении независимости. Почти до самой смерти ведет дневник, последнюю запись в котором делает 20 мая 1841 года.

Юлиан Урсын Немцевич умер 21 мая 1841 года. Похоронен согласно его желанию в Монморанси под Парижем 24 мая.
Оборвалась жизнь человека, который по словам А.Мицкевича, шел впереди своего времени, завершил его бег и умер последним. Другой современник Немцевича, польский писатель и публицист И.Крашевский сказал: «Второстепенным для него было все, кроме той высочайшей цели в жизни – служение Родине».
Он никогда не жил для себя, всегда принадлежал обществу. С невероятной теплотой любил землю, на которой родился и где родились его предки. И хотя всю свою жизнь посвятил Польше, Юлиан Немцевич в душе всегда оставался человеком своей земли. Он сам говорил, что ощущал себя литвином. Посмертный барельеф Ю.У.Немцевича
Это можно заметить и в его многочисленных высказываниях, и в его точных и кратких характеристиках событий и людей того времени. Сегодня его имя, как и все, что он сделал за свою долгую жизнь, принадлежит не только Польше и Беларуси, но и всему мировому сообществу.


Список литературы:

9. Асветнікі зямлі Беларускай: Х – пачатак ХХ ст.: энцыклапед даведнік / рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш.]. – 2-е выд. – Мінск: БелЭн, 2006. – 496 с.
10. Бывал в гостях у Джорджа Вашингтона… Але думкамі вяртаўся ў Скоко / падрыхт. О.Білевіч, У.Барысюк // Заря над Бугом. – 2003. – 15 февраля.
11. Вялікае княства Літоўскае: энцыклапедыя. У 2 т. Т. 2 /рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш.]. –2-е выд. - Мінск: БелЭн, 2007. – 792 с.
12. Гладышчук А. Рахвал – збавіцель // Вечерній Брест. – 2002. – 11 октября. – С.5.
13. Гладышчук А. Скокаўскія супраць Арлоўскіх // Вечерний Брест – 2003 – 29 января. – С.14.
14. Гладыщук А. Наследие Немцевичей спасло честное слово // Вечерний Брест. – 2005. – 20 мая ; 25 мая. – С.7.
15. Довнар-Запольский М. История Беларуси. / М. Довнар-Запольский – Минск: Беларусь, 2003. – 678 с.
16. Его переводил Рылеев // Заря над Бугом. – 2000. – 15 января.
17. Замкавец У. Назломе часу: лёс спадчыны // Брестский курьер. – 2004. – 27 мая. – С.10.
18. Імя ў летапісе / падрыхт. У. Барысюк // Заря над Бугом. – 2002. – 14 декабря.
19. Літаратура Беларусі. Першая палова XIXст.: хрэстаматыя. – Мінск: Бел. Навука, 2000. – 572 с.
20. Ляшук В. Літаратура Берасцейшчыны / В. Ляшук, Г. Снітко. – Брэст: Выд-ва С.Лаўрова, 1999. – 376 с.
21. Мікалаева Я. Гісторык, паэт-дэмакрат // Заря над Бугом. – 1993. – 10 апреля.
22. Павлючук И. «В честь праотцов и для поддержания братьев» // Бібліятэчны свет. – 2002. – 11 кастрычніка. – С.5.
23. Памяць: гіст.-дакум. Хроніка Брэсцкага раёна. – Мінск: БЕЛТА, 1998. – 574 с.
24. Республика Беларусь: энциклопедия: В 6 т. Т. 5 / редкол.: Г.П. Пашков [и др.]. – Минск: БелЭн, 2007. – 752 с.
25. Рубашевский Ю. Адьютант Тадеуша Костюшко // Вечерний Брест. – 1996. – 29 ноября.
26. Рубашевский Ю. Тень незабытого предка // Вечерний Брест. – 2002. – 24 мая. – С.2.
27. Рубашевский Ю.В. Все эмигранты – вынужденные // Вечерний Брест. – 2003. – 19 февраля – С.2.
28. Юлиан Урсын Немцевич: жизнь и творчество: библиограф. материалы / сост. Т.С.Ковенько, И.А.Павлючук, Х.Байковска. – Брест: ОАО “Брестская типография”, 2007. – 56 с.
29. Юльян Нямцэвіч //Брестский курьер. – 2004. – 25 мая. – С.14.
30. Юльян Урсын Нямцэвіч: асоба ў кантэксце часу. Да 205-годдзя з дня нараджэння: Міжнар. Нав.-практычн. Канферэнцыя, 30-31 мая 2008 г. – Брэст: ААТ “Брэсцкая друкарня”, 2008. – 232 с.

)